skeptimist (Блог Андрея В. Ставицкого) (skeptimist) wrote,
skeptimist (Блог Андрея В. Ставицкого)
skeptimist

Эволюция термина «украинцы»



На основании имеющихся в распоряжении историков документов мы можем утверждать, что термин «украинцы»:

– не имел широкого применения в XVII в. (в источниках упоминается лишь несколько раз) и подразумевал не национальность, а место жительства (пограничье), как не характеризует особую этническую принадлежность определение «киевлянин» или «одессит»[1]. В этом смысле ни Григорий Сковорода, ни Богдан Хмельницкий, ни тем более Ярослав Мудрый, вопреки заявлениям современных «профессиональных украинцев», себя украинцами не считали;

– впервые был заявлен как не топоним, а этноним в работах польских интеллектуалов и подвижников Я. Потоцкого и Т. Чацкого после распада Речи Посполитой на рубеже XVIII-XIX вв. Так, согласно их мнению, он произошёл от названия заселившего в VI в. Поднепровье древнего народа укров[2]. Подобное утверждение позволяло полякам заявлять, что обоснование присоединения к Российской империи Малороссии беспочвенно. Однако их позиции по вопросу этнической близости «украинцев» к полякам и русским не совпадали;

– на протяжении XIX в. из обозначения партийной принадлежности при помощи целенаправленной деятельности сначала «украинофилов», а затем «хлопоманов» и «народовцев» он под воздействием установок идеолога польского украинства Ф. Духинского стал превращаться в определение особой «национальности», в корне отличной от русских. Потом это положение окончательно закрепили в 20-30-х гг. ХХ в. большевики. Правда, в отличие от большевиков, которые хоть и создали нацию «украинцев», но считали великороссов, белорусов и украинцев – разными ветвями одного народа, Ф. Духинский утверждал, что «москали» на самом деле не славянского, а туранского происхождения с примесью монгольской крови. Исходя из этого, он настаивал на том, что «москали» украли у украинцев их название и присвоили их историю, чтобы морально, культурно и политически подчинить их себе. Именно поэтому все сторонники идей Ф. Духинского называют Московскую Русь, Россию – Московией, а русских – москалями, москвинами[3], московитами: чтобы подчеркнуть, что они не имеют права называться «русскими»[4].

Более того, в украинском языке они всячески избегают слова «русский», подменяя его на «російська» или «московський» и полностью выводя из употребления украинцами как неправильное. В результате в украинском языке как бы нет «РУССКОГО» языка или «РУССКОЙ» национальности. И в этом совсем небольшом факте как в зеркале отражается общее для «профессиональных украинцев» credo: закрепить данные идеологические установки как научно доказанные и привычные на уровне подсознания, чтобы никому неповадно было подвергать их сомнению.

Возможно, поэтому в своей нашумевшей работе «Приєднання чи возз’єднання?» М. Брайчевский утверждал, что русский и украинский народы сформировались ещё до XVII в., а использование украинцами самоназвания «русь», «русские» было связано с тем, что они якобы следовали привычной «традиции», признавая своё общее с «москалями» происхождение чуть ли не из вежливости[5]. И хотя русские летописи писали не на украинском языке, у себя дома и в быту украинцы говорили исключительно на нём[6]. Однако история этого не подтверждает. И тот факт, что русские Малой и Великой Руси стали представлять себя разными народами, в первую очередь был связан не с объективными историческими условиями, созревшими внутри страны. Его причиной и источником стала системная работа возникшей в последней трети XIX в. на Галичине партии «украинцев», направляемой и щедро финансируемой австрийской властью, и созданной ею идеологией украинства, которая в советское время, благодаря проводимой в 1923-1938 гг. политике «коренизации», стала на Украине господствующей.

Тогда миллионы людей записывались большевиками в «украинцы» против их собственного желания[7]. Причём, идеологические рамки советского периода, на которые часто сетуют современные украинские «историографы», не только не мешали продолжению этой «украинской» традиции, но во многом её продолжали развивать.

Так, например, в 30-е годы, благодаря стараниям пролетарского историка М. Покровского, был введён в оборот ныне популярный среди украинских национально озабоченных историков термин «казацкая революция»[8]. А неоднократно повторявшиеся Б. Хмельницким в текстах писем и речах слова о единой вере русских Малой и Великой Руси стали восприниматься как обычный риторический прием[9].

Ссылки
[1] В украинской историографии имеются сведения, что слово «украинец» несколько раз попадается в источниках конца XVI -XVII вв. В частности оно упоминалось в письме неизвестного лица к Ивану Выговскому в 1657 г. и в письме архимандрита Новгород-Северского монастыря Михаила Лежайского к боярину Артамону Матвееву (1675 г.). В остальных случаях православные относили себя к русскому народу. А это значит, что украинцы упоминаемой русской Украины были русскими (русинами), а, скажем, татарской - татарами.
[2] См.: Чайченко О. О. Укри–арії: Дослідження родоводу українців. Киев: Воєнне видавництво України «Варта», 2003, 304 с.
[3] В действительности подобное название столь же нелепо, как если бы Францию называли Парижанией, Англию – Лондонией, а США – Вашингтонией. И соответственно им определяли гражданство и национальность («парижанцы», «вашингтонцы» и пр.).
[4] В 1996 г. на курсах украинознавства в Киеве автор впервые услышал показавшуюся ему дикой, но вполне обыденную для «профессиональных украинцев» фразу: «Вы украли у нас всё. Оставьте хотя бы историю». Причём, эта обращённая ко мне фраза была произнесена лишь потому, что я в отличие от всех приглашённых на курсы учителей говорил по-русски. Хотя в тот период я позиционировал себя как украинец и очень хотел не только понять, но и принять украинство. Однако, когда с помощью исторических источников я разобрался в сути, происхождении и предназначении украинства, и понял, что меня попросту дурят, желание быть украинцем как-то исчезло само собой.
[5] Брайчевський М. Приєднання чи возз’єднання? // Переяславська рада 1654 року. С. 294-393.
[6] См.: Украинцы думали на украинском языке, а писали летописи на русском [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.hip-hop.ru/forum/showthread.php?s=77edc86766d2b02e876c90925431b9a0&t=166506&page=22
[7] См.: Кульчицкий С. Курс – украинизация. Родина, №8, 1999. С. 108-110.
[8] См.: Карпенко Г. Селянська революція 1648 р. // Історія України. У 2 т., Т. I. К.: Вид.-во “ПРОЛЕТАР”, 1932. С. 93-137.
[9] Покровский М. Русская история с древнейших времен // Избранные произведения в четырех книгах. М.: Мысль, 1966. С. 500.

Источник

Предыдущие посты на данную тему:
Происхождение термина «Украина» http://skeptimist.livejournal.com/663571.html
Эволюция термина «Украина»: от имени нарицательного до этнонима http://skeptimist.livejournal.com/664798.html
Термин «Украина»: основные варианты интерпретации http://skeptimist.livejournal.com/666469.html
Термин «Украина»: проблема обоснования http://skeptimist.livejournal.com/675497.html
Термин «Украина»: аксиологический подход http://skeptimist.livejournal.com/678137.html
Происхождение понятия «украинцы»: что говорят исторические источники? http://skeptimist.livejournal.com/689882.html

Tags: мифоистория Украины
Subscribe
promo skeptimist august 30, 2015 12:32 6
Buy for 20 tokens
С 2012 по 2015 годы мне удалось издать 14 книг по современной мифологии. Разумеется, книги писались в разное время в течение примерно 20 лет. Просто издать их удалось позже. Так роман "Седьмая печать" писался более 10 лет и был закончен в 2005 году. А монографии "Мазепа" и "Батуринская резня"…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments