skeptimist (Блог Андрея В. Ставицкого) (skeptimist) wrote,
skeptimist (Блог Андрея В. Ставицкого)
skeptimist

Происхождение понятия «украинцы»: что говорят исторические источники?



Если отмыть тему происхождения украинцев от наносной грязи, то получится следующее.
Тот факт, что русские Малой и Великой Руси стали представлять себя разными народами, в первую очередь был связан не с объективными историческими условиями, созревшими внутри страны. Его причиной и источником стала системная работа возникшей в последней трети XIX в. на Галичине партии «украинцев», направляемой и щедро финансируемой австрийской властью, и созданной ею идеологией украинства, которая в советское время, благодаря проводимой в 1923-1938 годы политике «коренизации», стала на Украине господствующей.
_____

Из исследований последних десятилетий вопроса происхождения термина «украинцы», пожалуй, наиболее развёрнутым и подробным является исследование историка Ф. А. Гайды, которое было представлено в научной периодике в двух его публикациях. На основании его исследования мы можем констатировать следующее:

1) Первоначально украинцами называли служилых людей разных районов русского пограничья, которых отличали от казаков-запорожцев и жителей Малороссии[1] и могли быть или русскими, или татарами.

В частности, в «Московском государстве «украинцами» изначально называли воинских людей (пограничников), несших службу на окской Украйне — в Верхнем и Среднем Поочье — против крымцев»[2].

Примером того, по отношению к кому использовался термин «украинец», может служить также история рода знаменитого думного дьяка Емельяна Украинцева[3], подписавшего в 1700 г. Константинопольский мирный договор России с Османской империей. Он был родом не с Малороссии и вёл род от рязанского помещика[4].

2) В первой половине XVII в. поляки называли «украинцами» польских шляхтичей на Украине, на русское население Малороссии это название не распространяя[5].

3) Со второй половины XVII в. встречаются примеры, когда термин «украинец» использовался и по отношению к русскому населению Малороссии[6]. Но общеупотребимым он не стал. А состоявшие на службе в Московском государстве малороссийские казаки назывались не украинцами, а черкасами. И будут так называться и в XVIII в.

4) В XVIII в. постепенно термин «украинцы» всё более употребляется применительно к казачеству. И лишь историк А. Ригельман в середине XVIII в. впервые попытался его использовать по отношению ко всем жителями Малороссии[7], За что его очень возлюбили «профессиональные украинцы». При этом «украинцев» А. Ригельман продолжал считать «русскими», «россиянами»[8].

5) С начала XIX в. слово «украинец» начинает постепенно распространяться и на жителей Малороссии. Однако позиция А. Ригельмана не получила развития ещё около столетия. Лишь Я. Потоцкий попытался использовать термин «украинец» в своей работе 1795 г. «Историко-географические фрагменты о Скифии, Сарматии и славянах» как этноним.

6) Вышедший в Париже на французском языке[9] сей труд стал знаменит тем, что в нём впервые украинцы (les Uckrainiens, les Ukrainiens) были представлены отдельным этносом. Так, во введении Я. Потоцкий, давая описание славянским народам, упоминает «украинцев», которых он считает с малороссами одним народом, разделяя их на 4 племени: полян, древлян, тиверцев и северян[10]. Этот народ он считал отличным от русского, которые, по его мнению, произошли от словен новгородских[11].

7) Впервые слово «украинцы» было употреблено как этноним в пояснительной записке к Уставу Кирилло-Мефодиевского братства (1845 г.), которое было написано В. Белозерским. И в ней есть такие строки: «Ни одно из славянских племен не обязано в той мере стремиться к самобытности и возбуждать остальных братьев, как мы Украинцы»[12].

В написанной несколько позже прокламации Н. Костомарова «Братья Украинцы», этот тезис разворачивается подробнее: «...Мы принимаем, что все славяне должны между собою соединиться. Но так, чтоб каждый народ составлял особенную Речь Посполитую и управлялся не слитно с другими; так, чтоб каждый народ имел свой язык, свою литературу, свое общественное устройство. Такими народами признаем: Великороссиян, Украинцев, Поляков, Чехов, Лужичан, Хорутан, Иллиро-сербов и Болгар. (...) Вот братья Украинцы, жители Украины обоих сторон Днепра, мы даем вам это размышление; прочитайте со вниманием и пусть каждый думает, как достигнуть этого, и как бы лучше сделать...»[13]. Однако сам Н. Костомаров «считал присутствие слова «украинцы» в изданных текстах старых малороссийских песен одним из признаков подложности»[14].
8) Неудивительно, как подчёркивает Ф. А. Гайда, что «употребление слова «украинцы» в этническом смысле в середине XIX в. было случайным и столь же искусственным, как и понятия «южноруссы». Оба эти понятия в равной степени не считались самоназваниями»[15]. Аналогичной позиции в целом придерживались и другие украинофилы (П. Кулиш, М. Максимович, М. Драгоманов и пр.), включая поэтессу Л. Украинку. И поэтому «перевод на немецкий язык собственного стихотворения «To be or not to be?..» (1899) Леся Украинка подписала так: «Aus dem Kleinrussischen von L. Ukrainska» (дословно: «С малороссийского Л. Украинской»). Иными словами, свой псевдоним Л. Косач-Квитка понимала не в этническом, а в географическом смысле»[16].

9) Первыми начали системно использовать термин «украинцы» как этноним сторонники М. Грушевского лишь в начале ХХ в., одновременно противопоставляя друг другу понятия «украинец» и «малоросс»[17]. Однако вплоть до окончания Гражданской войны (1918-1920 гг.) этот термин для населения Украины этнонимом не стал.

10) Окончательно как самоназвание отдельного от «русских» этноса термин «украинцы» утвердился лишь в советское время после проведённой в 20-30-е гг. украинизации[18].

Исходя из вышесказанного, ясно, что термин «украинцы» применительно к землям южной Руси имеет не природное происхождение и является в значительной степени навязанным по особым политическим мотивам.

Ссылки
[1] Гайда Ф.А. Ук. соч. С. 10-13.
[2] Гайда Ф.А. Ук. соч. С. 10.
[3] Правильнее: Е. Украинцов (1641-1708 гг.)
[4] Ф.А. Гайда пишет об этом так: «Емельян Украинцов составил для Разрядного приказа родословную рода Украинцовых, в соответствии с которой основателем фамилии был рязанский дворянин середины XVI в. Фёдор Андреев сын Лукин по прозвищу Украинец; его отец был «испомещен на Рязани», то есть несколько восточнее вышеупомянутых городов окской Украйны, в результате чего и могло возникнуть отличительное прозвище «Украинец», а затем и фамилия «Украинцовы». Скорее всего, Федор Украинец не был личностью мифологической: именно его внуки упоминались в книгах 1594-1597 гг., а правнук — в грамоте 1607 г. Сама окская Украйна формировалась еще для обороны от ордынцев и приобрела особое значение с начала XVI в. в связи с частыми набегами крымцев» [Гайда Ф. А. Ук. соч. С. 11.].
[5] Гайда Ф. А. Ук. соч. С. 13-14
[6] Гайда Ф. А. Ук. соч. С. 14
[7] См.: Гайда Ф. А. Ук. соч. 18-19.
[8] Гайда Ф. А. Ук. соч. С. 19.
[9] «Fragments historiques et geographiques sur la Scythie, la Sarmatie at les slaves» (фр.)
[10] Нынешние украинские историки к украинцам причисляют уже 8 из 14 упомянутых в «Повести временных лет» союзов племён.
[11] Гайда Ф. А. Ук. соч. С. 19.
[12] Грушевський М.С. З iдеологiї кiрiло-мефодiiївцiв // Україна: Науковий трьохмiсячник українознавства. 1914. Кн. 1. С. 78-83;
[13] Цит. по: Гайда Ф. А. Ук. соч. С. 22.
[14] Гайда Ф. А. Ук. соч. С. 25.
[15] Гайда Ф. А. Ук. соч. С. 23.
[16] Гайда Ф. А. Ук. соч. С. 26.
[17] Гайда Ф. А. Ук. соч. С. 26-27.
[18] Гайда Ф. А. Ук. соч. С. 28.

Источник

Предыдущие посты на данную тему:
Происхождение термина «Украина» http://skeptimist.livejournal.com/663571.html
Эволюция термина «Украина»: от имени нарицательного до этнонима http://skeptimist.livejournal.com/664798.html
Термин «Украина»: основные варианты интерпретации http://skeptimist.livejournal.com/666469.html
Термин «Украина»: проблема обоснования http://skeptimist.livejournal.com/675497.html
Термин «Украина»: аксиологический подход http://skeptimist.livejournal.com/678137.html
Tags: мифоистория Украины
Subscribe
promo skeptimist август 30, 2015 12:32 6
Buy for 20 tokens
С 2012 по 2015 годы мне удалось издать 14 книг по современной мифологии. Разумеется, книги писались в разное время в течение примерно 20 лет. Просто издать их удалось позже. Так роман "Седьмая печать" писался более 10 лет и был закончен в 2005 году. А монографии "Мазепа" и "Батуринская резня"…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments