skeptimist (Блог Андрея В. Ставицкого) (skeptimist) wrote,
skeptimist (Блог Андрея В. Ставицкого)
skeptimist

Categories:

Историческая мифология как инструмент украинизации



В формировании новой украинской идентичности историческая мифология играет особую роль. И среди специалистов разных научных и идеологических направлений практически особых разногласий в данном вопросе нет. Вот основные тезисы на этот счёт.

1. «Посредством исторической мифологии создается новая историческая ретроспектива, которая призвана оправдывать, придавать легитимность существующему политическому порядку»[1], освящая те идеалы и ценности, которые, по мнению новой власти формируют её культ и показывают его как некую историческую преемственность, которую существующая политическая система является как бы венчает.



2. «Суть «политики памяти» выражена в тезисе: важно не то, что было на самом деле, а важно то, что мы думаем о том, «что было на самом деле». Манипулируя историей, конструируя память путем отбора определенных исторических событий и фактов, можно управлять современной политикой»[2]. Причём, «как показывает текущая история, к этой макиавеллистской технологии склонны прибегать и либеральные, и полулиберальные режимы»[3]. Поэтому неудивительно, что в ходе борьбы за ремифологизацию прошлого «освободившееся место немедленно стало заполняться новейшими мифологическими конструкциями»[4].



3. В основу их была положена националистическая идеология. «Национализм – это первая естественная реакция на отделение друг от друга. Поэтому новые историографии писались исключительно на базе националистического мифа, который как никакой другой подчеркивает идею национальной исключительности, рассматривает национальную независимость как высшую ценность и болезненно фокусирует внимание на национальных различиях, обидах и претензиях»[5].

В свою очередь выстроенные на базе украинского этноцентризма основные установки мифологизации истории Украины можно свести к следующему:
«1. Игнорирование заслуг и значимости в общеукраинской истории собственно украинских земель центра и юго-востока Украины, так как вклад этих регионов в научные и экономические достижения Украины на всех её этапах, а особенно, на советском, был решающим.
2. Превознесение особой роли Галицкого региона в украинской истории за счёт дискредитации регионов Украины, входивших в состав общих с русскими государств.
3. Реабилитация нацизма в его галичанской версии …
4. Тотальная фальсификация истории государств, частью которых были малороссы (украинцы), русские, белорусы и иные народы…
5. Дальнейшее закрепление тотального отчуждения востока и запада Украины вплоть до гражданского конфликта и развала Украины»[6].
Таким образом, как видим, посредством исторического мифа решаются практические цели. С его помощью пытаются «спасать Украину от здравого смысла»[7]. Особенно там, где «мифологический подход к истории основан на представлениях о вечном возвращении одного и того же в разных исторических одеяниях.



С точки зрения этого подхода Украина была всегда, поэтому исторические мифологи стали немедленно ее обнаруживать в незапамятные времена царя Гороха и в тех местах, куда не ступала нога человека»[8].
В результате получилось, что украинцы дали миру все знания, включая язык, который имеет едва ли не космическое происхождение[9]. Однако добиться желаемого, несмотря на все старания пока не удаётся. И хотя перекодировка сознания украинских граждан идёт, сопротивление украинизации нарастает. «Как показал двадцатилетний опыт, ставка на националистический миф в политике памяти в Украине не оправдывает себя в силу того, что он слишком искажает реальную историю, не отвечает современным политико-экономическим реалиям, несет в себе много негативной энергетики, блокирует перспективы развития. Изумляет своими анекдотическими претензиями, историческим мародерством, злопамятством и, главное, не объединяет, а разъединяет находящуюся в процессе становления полиэтническую украинскую нацию»[10].
Спрашивается: для чего же это нужно? Зачем взявшей власть в стране бывшей советской номенклатуре было передавать национально озабоченной преимущественно галицкой «элите» право на украинизацию общества? Не для того ли, чтобы создать в Украине иллюзию, что власть в стране взяли настоящие патриоты? А если так, то что это им даёт? Какие тайны скрывает?



В этом смысле не исключено, что украинизация и мифологизация украинской истории играют отвлекающую роль, чтобы люди не видели, что украинская «элита» делает со страной. Неудивительно, что, по мнению академика М. Поповича «настоящие решения принимались за кулисами. А потом оказалось, что государство у нас украли»[11]. Однако какое милое заявление. Сначала украли историю. Потом – государство. А куда народ смотрел? Где были украинские патриоты? Или они в этой «краже» сами участвовали? Потом, если украинец М. Попович считает, что государство у него украли, то, что должен думать по этому поводу тот, кого украинизируют?



Впрочем, разве академик не прав? Украли потому что украинская «элита» не думала использовать власть для людей. Украли, потому что многие из тех, кто голосовал за независимость Украины на референдуме, оказались гражданами второго сорта. И не говорит ли это о том, что проект «Украина» в его нынешнем виде столь же антирусский, как и антиукраинский, ибо направлен против народа Украины независимо от взглядов и убеждений его граждан?



Раскалывающее русское пространство давление украинизации, построенное на тотальной подмене культурных цивилизационных смыслов, наносит удар по «несущим конструкциям» русской культуры, формируя зону культурного разлома, где социокультурное напряжение сочетается со своеобразной культурной «пустыней», а зоны цивилизационного разлома испещрены «смысловыми воронками» исторического беспамятства. И всё это происходит лишь постольку, поскольку Россия не «снисходит» до Украины, игнорируя тот очевидный факт, что её подлинное возрождение без реанимации Украины невозможно.



В результате в Украине развернула настоящая война этноконфессиональных и культурных идентичностей, в той или иной степени влияющая на будущее Украины и России, а через них – всей общерусской цивилизации. И как следствие, в рамках иерархии современных вызовов для русской культуры встал вопрос: как сохранить своё геокультурное пространство в условиях наложения цивилизационных пластов, образующих на линии евразийского разлома зоны тотальной нестабильности, способные превратиться в «чёрные дыры» для социальных групп, целых народов и их культур.



Но почему так происходит? Что является тому виной? Возьмём на себя смелость заявить, что отсутствие диалога внутри страны и радикализация отношений не может способствовать пониманию. Однако именно эта доктрина и реализуется сейчас на Украине в форме украинизации. Доктрина войны. Но к чему может такая доктрина привести, если не к войне? Вот она и идёт.
«Обоснованием и универсальным оправданием всех нынешних и будущих деяний наших властителей служит миф о попранной в отношении Украины исторической справедливости и о необходимости любой ценой эту справедливость восстановить»[12], – пишет украинский писатель С. Сидоренко. «Сколько можно народ обманывать? – слышим мы с самых высоких трибун. – Народ должен знать правду. Хватит!» Что ж, требование понятное и вполне законное. И все с ним согласны. Но в борьбе за истину этот лозунг довольно быстро трансформировался в принцип: правду и только правду, но с три короба.



На волне «демифологизации» в Украине сразу заговорили, что эпоха лжи закончилась. И началась эпоха правды. Великой исторической правды. Правды, возведённой в ранг метаистории, где конкретные события могут происходить совершенно иначе, чем в жизни, а конкретные исторические деятели, став персонажами украинской истории, могут вообще не походить на себя, словно меняя облик. В этой метаистории факты можно искажать либо полностью переделывать, выстраивать и подавать без учёта реальности. Но зато в ней будут переданы «истинные» чувства, ощущения, боль и праведный гнев наших предков в адрес тех или иных поработителей.



Куда заведёт украинцев эта правда? В какой украинский рай? И как долго и мучительно они будут из него выбираться? Страшно подумать. Возможно, эта особенность «украинского» восприятия объясняется той исторической спецификой существования жителей русского пограничья, вынуждавшего их в значительно большей степени учитывать в своей жизни фактор выгоды, нежели традиции и веры.
Особенно данное свойство было заметно по их «элите», исторически привыкшей лицедействовать, легко меняя и веру, и хозяев, и своё «обличчя»[13]. И как следствие её теперешнего состояния налицо целенаправленная и последовательная попытка отказаться от своей культурной идентичности, своего цивилизационного выбора и исторического предназначения во имя очередной «глобальной» выгоды, сформулированной как «европейский выбор» с последующей её романтизацией и героизацией.



К сожалению, организаторы нового мифотворческого процесса в Украине не понимают, что, пытаясь использовать прошлое в своих политических целях, они становятся его пленниками.



Ссылки

[1] Этничность и власть: коллективная память и технологии конструирования идентичности. Материалы XII международного семинара 20-25 мая 2013 г, г. Ялта / Под ред. Т. А. Сенюшкиной. Севастополь: Вебер. 2013. С. 96.
[2] Там же. С. 96.
[3] Там же.
[4] Там же.
[5] Этничность и власть: коллективная память и технологии конструирования идентичности. С.96-97.
[6] Пироженко В. «Новая украинская история» как операция по «изменению сознания» [Электронный ресурс] / В. Пироженко. – Режим доступа: http://ukraine.fondsk.ru/article.php?id=1283
[7] Бондаренко Е. Фантастиш, но факт, или Записки удивленного. Парадоксы по-украински.
[8] Этничность и власть: коллективная память и технологии конструирования идентичности. С. 97.
[9] См.: Мовчан П. Мова – явище космічне [Електронний ресурс] / П. Мовчан. – Режим доступу: http://ukrlife.org/main/tribuna/univers.htm
[10] Этничность и власть: коллективная память и технологии конструирования идентичности. С. 97.
[11] Украина и Россия — 20 лет без империи: исторические уроки.
[12] Сидоренко С. Украина – Россия: преодоление распада. / С. Сидоренко. – МиП, 2006. С. 51.
[13] Лицо (укр.).

Источник
Tags: мифоистория Украины
Subscribe
promo skeptimist august 30, 2015 12:32 6
Buy for 20 tokens
С 2012 по 2015 годы мне удалось издать 14 книг по современной мифологии. Разумеется, книги писались в разное время в течение примерно 20 лет. Просто издать их удалось позже. Так роман "Седьмая печать" писался более 10 лет и был закончен в 2005 году. А монографии "Мазепа" и "Батуринская резня"…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments