skeptimist (Блог Андрея В. Ставицкого) (skeptimist) wrote,
skeptimist (Блог Андрея В. Ставицкого)
skeptimist

Categories:

Историческое мифотворчество на Украине как проявление национальных комплексов



Один из самых сложных и острых процессов, происходящих в Украине в рамках определения её идентичности, связан с украинизацией. Именно в свете её задач даётся в Украине ответ на вопрос: в чём смысл проводимых в культуре преобразований и какова их исходная мотивация? Вопрос, раскрываемый через понимание смысла и предназначения украинской истории[1], которая должна воплотить в жизнь ключевые лозунги «профессиональных украинцев»:
1) «Украина превыше всего»[2].
2) «Украина для украинцев»[3].
3) «Один народ, один язык, одна вера»[4].
Именно под эти лозунги украинская мифоистория в современных условиях ставит задачу формирования национальной идентичности в рамках процесса украинского нациотворчества.
Цель данной грандиозной по масштабам и качеству работы: используя исторические мифы, с помощью набора определённых концептуальных допущений и методологических манипуляций произвести полную подмену общего смыслового поля хотя бы в пределах Украины.

Однако следует заметить, что в мифологемах украинской истории отражаются не только когда-то имевшие место реальные события, но и национальные комплексы, и исторические вожделения их создателей. Ведь, формируя в образно-символической форме своеобразную «матрицу» восприятия, украинская мифоистория позволяет на её основе нарастить освящённую «болью» предков «генетическую память», в рамках которой «свидомый»[5] украинец и будет всё вокруг «изучать» и рассматривать, настраиваясь на определённое восприятие и осознавая былые события через личную сопричастность. Понятно, что задача такой мифологии – не помочь разобраться в эпохе, чтобы лучше исследовать реальные события, но настроить сознание на определённое восприятие, работающее в структуре тех психо-социальных механизмов, без которых украинский проект невозможен.
Естественно, подобная мотивация историками скрывается. Одно из их объяснений заключается в том, что всё это делается из любви к своей Батькивщине[6]. Но любовь не должна людей делать слепыми, лживыми и идеологически зашоренными. И в этом смысле должно быть понятным, что без изменения национальной идентичности всех граждан Украины профессиональным украинцам не добиться утверждения «украинского проекта» с целью превращения страны в аграрно-сырьевой придаток Запада под лозунгом «возвращения в Европу». И хотя данная версия должна как бы возвысить украинцев до европейского уровня, в действительности она показывает их несамодостаточность и зависимость от чужих ценностей и благ.

Недаром изучение национального мифотворчества разных народов и стран показывает, что чем культурно и политически слабее нация, тем на большее она претендует в своём мифотворчестве, пытаясь самоутверждаться за чужой счёт, тем больше обижается и о большем мечтает. Хотя в исторической перспективе она ничего не получит, расчищая своими неудовлетворёнными амбициями смысловое поле для кого-то другого.
Трудно сказать, понимают ли это национально озабоченные украинские историки. Но от своей мифоистории они всё равно никогда не откажутся. Слишком много проблем она позволяет им решить. Как не откажутся и от своей замешанной на истории и столь вдохновляющей их национальной шизофрении.
Возможно, поэтому один из самых раскрученных на Украине миф о т.н. «батуринской резне» является одним из ключевых элементов украинской исторической мифологии, наглядно показывающим не только возможности мифа как инструмента информационной войны, но и слабые места украинской мифоистории. Как следствие, вопреки воле его носителей, «батуринский миф» отражает одну из главных тайн истории и украинской души. Эта тайна:
– скрывает её главные символы и ключевые коды;
– определяет её скрытые мотивы и не всегда осознанные желания;
– формирует отношение к себе и к миру;
– устанавливает смысловые координаты отсчёта и параметры социального бытия;
– выявляет и утверждает основные принципы веры;
– предлагает Украине свою «правду» о ней самой.
В свою очередь миф о «резне в Батурине» является составной частью исторической мифологии, на основе которой строится весь украинский проект, смотивированный на паразитическое существование за счёт русской цивилизации и принципиально отрицающий её. И в нём, по замыслу национально мыслящих украинских историков, «мертвые души» Батурина должны служить делу национального возрождения Украины, взывая к сердцам и памяти живых.

В результате, благодаря этому и другим, подобным «батуринской резне» мифам, на Украине реализуется феномен востребованной украинским проектом своей мифоистории, создающей иллюзию исторической реальности, достаточно эмоционально насыщенную, воспринимаемую личностно, прочувствованно, изнутри, которая не столько объясняет, сколько вдохновляет и оправдывает; не анализирует, а мотивирует и освящает. Но как долго сохранятся подобные представления, если они строятся на лжи? Наверное, настолько, насколько захотят в них верить сами люди.

[1] См.: Академик Валерий СМОЛИЙ: «Легче перестроить дом, нежели изменить «конструкцию» сознания людей» [Электронный ресурс] / В. Смолий. – Режим доступа: http://www.day.ёёёёkiev.ua/176211/
[2] Україна понад усе (укр.)
[3] Україна для українців (укр.)
[4] Один народ, одна мова, одна віра (укр.)
[5] Свидо́мые (укр. свiдомi от польск. świadomi — «сознательные») или национа́льно-свидо́мые; термин, которым характеризуют национально озабоченного украинца.
[6] Отчизна (укр.)

Источник
Tags: мифоистория Украины
Subscribe
promo skeptimist august 30, 2015 12:32 6
Buy for 20 tokens
С 2012 по 2015 годы мне удалось издать 14 книг по современной мифологии. Разумеется, книги писались в разное время в течение примерно 20 лет. Просто издать их удалось позже. Так роман "Седьмая печать" писался более 10 лет и был закончен в 2005 году. А монографии "Мазепа" и "Батуринская резня"…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment