skeptimist (Блог Андрея В. Ставицкого) (skeptimist) wrote,
skeptimist (Блог Андрея В. Ставицкого)
skeptimist

Categories:

Основные мотивы и характер исторического мифотворчества



Интересно, что, создавая свою особую мифоисторию «профессиональные украинцы» мотивируют свои действия не личной выгодой, а исключительно общественным благом. Благом нации. В чём же ценность и целесообразность подобной мифоистории для нации и страны? Ответ прост. Государство нуждается в новой нации. Её нет, но надо создать. К тому же, хотя настоящая легитимность государства определяется экономической состоятельностью, качеством развития и эффективностью внешней политики, историческую легитимность, когда весь мир узнаёт о долгом и тяжёлом пути народа к своей вожделенной и заслуженной независимости, никто не отменял. «Исторические события «имеют и еще долго будут иметь большое значение для Украины, для утверждения ее национальной государственности»[1], – подчёркивал проводник киевского ОУН Богдан Червак, открывая ещё одну смысловую сторону этого явления.

Трудно сказать, поверит ли в такую историю мир, но украинцы должны обязательно поверить. Иначе украинской «элите» можно всё потерять. Поэтому ценность сюжетов украинской мифоистории определяется не степенью их достоверности, а тем, насколько эффективно они воздействуют на сознание. Как факт сознания «миф» для людей более реален, чем любой другой факт, который имел место в действительности, но не стал значимым для человеческого сознания, а значит, как бы и не происходил. Более реален, потому что в нашем сознании он ПЕРЕЖИТ, выстрадан и осмыслен. В результате, мы как бы все стали его очевидцами. Мы знаем о нём ВСЁ. То есть достаточно для того, чтобы ни в чём не сомневаться. И в этом случае сомневаться в таком «факте сознания» равносильно оскорблению национального достоинства. Ведь, если люди верят в истинность того, чего на самом деле не было, значит, они серьёзно больны. Тем более, если данный «факт сознания» восстанавливает их против определённой группы людей, которая этого, быть может, совсем не заслужила. Против социума, который должен быть самим фактом «мифа» скомпрометирован в достаточной степени, чтобы никто не хотел иметь с ним дело в дальнейшем.

Такое историческое описание может не подтверждаться фактами, но зато оно обосновывается правом на свою собственную историю, которое позволяет делать с ней всё, что «профессиональным украинцам» заблагорассудится, актуализируя «больные» темы украинской истории на основе потребности поиска и утверждения новой украинской идентичности. А эту идентичность не создать без обладающих нациотворческим потенциалом исторических сюжетов, несущих национально мыслящему украинцу важный и глубокий символически означенный смысл. Иными словами, украинский проект не выживет без своей мифоистории, в которой будут созданы и развёрнуты такие ключевые исторические мифологемы, как «батурин», «круты», «конотоп», «центральная рада», «злука», «голодомор», «украинский Пьемонт» и т. п.

Естественно, никакого отношения к научно проверенным фактам и научной методологии такая мифоистория не имеет, оперируя не фактами, а символически означенными ОБРАЗАМИ. Что вызывает ассоциации скорее со сказкой или жанром «фэнтази», в основе которых тоже лежали какие-то факты, с тем лишь отличием, что последние никто не увязывает с действительностью, ища в них правду жизни и чувств, но не истории. А украинская мифоистория призвана настоящую историю заменить, подменив факты истории фактами зомбированного сознания. Ведь процесс современного украинского нациотворчества нуждается в таких сочинённых и актуализированных фактах сознания, которые с одной стороны заставят человека сопереживать, соотнося себя с ними полностью, а с другой – будут теми кодовыми установками, опираясь на которые при каждом удобном случае можно вызывать у людей прогнозируемые психологические реакции, чтобы легко ими управлять.

Недаром, по мнению «профессиональных украинцев», Украина как своеобразная историческая «золушка» обязательно и любой ценой должна стать «принцессой». И для этого можно использовать любое «волшебство». И пусть в какое-то время вся роскошь рассчитанного на легитимацию мифотворчества превратится в «тыкву» и «серых мышей». Но это же будет потом. К тому же, когда обман будет обнаружен, всё равно никто не мешает им самообманываться и дальше.

Поэтому дело не в них, а в Украине. В её способности преодолеть туман лжи украинских мифологов, поскольку отсутствие в данном случае стратегического подхода лишает Украину исторической перспективы. Но должна ли нация принимать и одобрять подобное, если рассчитывает на «длинную волю» своей самореализации во времени? Должна ли она создавать правду под себя и отстаивать справедливость только для себя, не считаясь с другими? А если нет, то какие она должна растить в себе мифы? Вопросы остаются без ответа, создавая тягостное впечатление всеобщего помешательства. Или отравления?

Вот, например, какую хлёсткую характеристику ситуации и состояния Украины дал в своей книге "Украина – Россия: преодоление распада" украинский писатель Сергей Сидоренко:

«То, что произошло с Украиной. Можно сравнить с запоем...

Опившись зелья, мужик принялся буянить, крушить все вокруг. Говорить гадости своим близким.. В пьяном угаре он за короткое время умудрился разрушить то, что создавалось им долгие годы ценой непосильного труда.

В итоге – пропил значительную часть имущества, разругался с родственниками, попал в долговую кабалу… Вдобавок, пока его он валялся пьяный, его ограбили…

Запой – это, конечно, не смерть. Правда, последний запой, в котором до сих пор пребывает наш персонаж, – из таких, после которых те, кто надеются еще жить – вовсе бросают пить…»[2].

Надо сказать, что из этого «запоя» Украина не то, что не вышла, а за последние годы как-то ещё более втянулась. Причём, чувствуется, что в ход пошёл не только алкоголь, но и тяжёлые наркотики. Поэтому, как ни крути, самостоятельно из этого опьянения Украина, если ей не помогут, не выйдет, потому что «информационное» отравление её граждан продолжается.

Она уже, может и пить-то не хочет. Но украинскую «даму» опаивают с целью коллективного изнасилования в такой степени, что хорошо, если она вообще останется в живых. А вспомнит ли, что было, или будет, как овощ, бессмысленно смотреть в никуда, ничего не соображая – ещё большой вопрос.

Поэтому, с учётом выстраивающейся исторической перспективы, не исключено, что дальнейшее подобное национальное мифотворчество, если его и дальше столь бездумно развивать, лелеять и пестовать, приведёт к такому уровню компрометации нации, что в дальнейшем её будет ожидать в мире только общий презрительный смех. И он связан не только с развёрнутым в украинской мифоистории отдающим мазохизмом самоуничижением, который национально озабоченные историки пытаются скрыть раздуваемым культом насаждаемой всеми способами среди населения вышиванки[3]. Ведь национальное самоуничижение идёт от внутренней слабости. А слабость толкает на утверждение такой национальной модели поведения, которая строится на технологии предательства. Но как можно оправдывать предательство, если не возвести его в культ?

Естественно, чтобы технология предательства утвердилась в обществе и люди с предательством сжились, нужно предательство правильно подать, подменяя им политическую мудрость, экономические интересы и стратегическое предвидение. Однако манипуляции с моралью проблемы не снимают, просто переводя её на другой уровень и в другую плоскость. И тогда выясняется, что «Украина уникальна не тем, что «украинцы» традиционно предают друг друга, а тем, что многие из них смогли предать даже самих себя, и превратить апофеоз предательства в культ»[4].

Исходя из этого, несложно понять, что у украинцев нет большего врага, чем они сами. У них нет главнее цели, как преодолеть себя, изжив всё то, что делает их косными, злобными, лживыми, разобщёнными и недальновидными. Освободиться от того, что мешает их движению вперёд, не нацеливает на высокое и не способствует инновационно оформленной цивилизационной интеграции. Преодолеть то, что мешает им вновь обрести себя и возродиться.

В этом смысле историческое мифотворчество на Украине можно воспринимать как войну украинцев против себя, против своего будущего, аналогичную лозунгу «медведи против мёда». Войну в режиме самопоедания, в контексте которой «людоедами» являются историки-«мазепинцы», а их жертвами – подлежащие психологической обработке соотечественники.

Наверное, поэтому нам придётся признать, что большинство сюжетов по ключевым для украинского проекта историческим темам следует рассматривать только в порядке бреда. Однако тиражировать бред в науке пока ещё считается дурным тоном. Хотя к украинской науке применимо к подобным «историям» это, скорее всего, не относится. Но стоит ли Украине множить подобные сущности сверх необходимого? И вообще необходимы ли они? В какой степени Украина нуждается в этих «вирусах», которые обращены в первую очередь против неё? Против её культурных кодов? К чему приведёт вызванная подобными мифами тотальная эпидемия в области сознания? И выдержит ли Украина её? Жаль, что национально озабоченные украинские историки такими вопросами не задаются, потому что от этого в значительной степени зависит будущая судьба страны.

[1] Червак Б. Кто ответит за Батурин?

[2] Сидоренко С. Украина – Россия: преодоление распада. МиП, 2006. с. 76.

[3] См.: "Вышиванка в каждый дом!" [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://zkan.com.ua/704-vyshivanka-v-kazhdyj-do.html

[4] Ваджра А. Клинический случай свидомизма [Электронный ресурс] / Андрей Ваджра. – Режим доступа: http://alternatio.org/articles/item/115-клинический-случай-свидомизма


Tags: мифоистория Украины
Subscribe
promo skeptimist august 30, 2015 12:32 6
Buy for 20 tokens
С 2012 по 2015 годы мне удалось издать 14 книг по современной мифологии. Разумеется, книги писались в разное время в течение примерно 20 лет. Просто издать их удалось позже. Так роман "Седьмая печать" писался более 10 лет и был закончен в 2005 году. А монографии "Мазепа" и "Батуринская резня"…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment