skeptimist (Блог Андрея В. Ставицкого) (skeptimist) wrote,
skeptimist (Блог Андрея В. Ставицкого)
skeptimist

Украинская мифоистория и её основные задачи



Социальное мифотворчество свойственно любому сообществу. Но оно может иметь здоровый характер и не очень. В основе его – желание общества ответить на вопросы: Кто мы? Откуда? Куда идём? Так через историческую мифологию народ проводит постоянную самоидентификацию. Но в иных случаях, когда общество считает, что в истории в силу каких-либо причин оно было несправедливо обделено, начинается особо болезненный процесс национального самоистязания, который строится на исторических обидах и желании всё переиграть.

Нечто подобное мы наблюдаем сейчас на Украине, где процесс социального мифотворчества в основном связан с украинизацией, цель которой – добиться полной смены национальной идентичности, приспособив её под новый украинский проект. Добиться поставленной цели можно, лишь перекодировав сознание людей. При этом отметим, что когда речь идёт о конструировании новой национальной идентичности, использование истории считается вполне оправданным и закономерным, поскольку именно через память и причастность к определённой исторически оформленной традиции социализируется человек.

Однако в данном случае речь идёт не об истории как науке, но о такой истории, которую правильнее называть мифоисторией. Ведь, опираясь на имевшие место в истории факты и сюжеты, эта история ставит задачу не столько познать прошлое, сколько приспособить его под нужды современного состояния и развития государства, элиты, страны, дабы через неё влиять на обыденное и политическое сознание общества и контролировать его.

Одним из проявлений мифоистории являются т. н. «войны памяти». Войны, проводимые в информационном поле. Войны за историю, за право использовать её в качестве инструмента для перекодировки сознания с целью цивилизационной перевербовки людей. Связано это с тем, что утверждение украинской мифоистории невозможно без перезагрузки смыслов, которыми люди живут. Перезагрузки, которая строится на системном разрыве сложившихся исторически смысловых связей. И в Украине этот процесс, похоже, дошёл до той критической стадии, когда укоренённые в сознание украинцев идеи формируют политику, работая на незавершённый украинский проект[1].

Чтобы взять под контроль умы людей, надо «взорвать» их сознание, предложив их вниманию такие образы фактов, которые могли бы стать бесспорными для них фактами сознания. И тогда общество будет руководствоваться ими как истинами, сомневаться в которых неприлично, оскорбительно и опасно. Именно эту простую и эффективную технологию мы наблюдаем применительно к украинской мифоистории, где формируемые с помощью мифов особые «смысловые воронки» создают эффект своеобразного «взрыва памяти», когда человек погружается в такое эмоциональное состояние, которое созвучно паранойе и позволяет мыслить чувствами, доведёнными до крика души[2].

Таким образом, нам следует признать, что украинская мифоистория не научная дисциплина, а:

– составная часть системно организованного механизма контроля за украинским сознанием;

– инструмент системной манипуляции, эффективный и по-своему незаменимый, создающий иное пространство смыслов, над которым логика не подвластна;

– способ этнической перекодировки и цивилизационной перевербовки, отказа от своих исторических корней, прикрываемой верностью этническим и фольклорным традициям;

– составная часть украинской исторической мифологии, на основе которой строится весь украинский проект, смотивированный на паразитическое существование за счёт русской цивилизации и принципиально отрицающий её.

В контексте сказанного нам впору писать и говорить об украинской мифоистории как о факторе современной политики и инструменте информационно-психологической войны. И в этом контексте под него закладывается программа многоцелевого назначения.

Основные её задачи сводятся к следующему:

– взять под контроль поле ценностных смыслов, в рамках которого формируется идентичность украинских граждан;

– формировать новую идентичность через перекодировку сознания и за счёт отторжения всего русского в рамках антирусского проекта;

– консолидировать общество вокруг общего горя и образа врага, не только нанёсшего Украине тяжелейшие раны в прошлом, но и способного предпринять попытку уничтожить её в будущем;

– переключить внимание общества с сегодняшних проблем на проблемы прошлого и объяснить с их помощью кризисные явления настоящего.

Естественно, такую мифологию необходимо системно обслуживать, потому что она нуждается в постоянной структурно организованной подпитке. Сие обстоятельство неизбежно ставит вопрос о тех, кто историю трактует и описывает, делая его едва ли не основным. О тех скромных и добросовестных многочисленных «воинах пера», мифологах украинского информационного фронта, которые эту мифоисторию творят[3].

Разумеется, у них есть право на собственное мнение. И нет ничего отрицательного в том, чтобы выставлять свою страну в максимально выгодном для неё свете. Тем более, что возможности для интерпретации истории позволяют делать это довольно эффективно. Ведь, согласно открытиям французской школы «Анналов»[4], субъективизация истории происходит как минимум дважды: в первый раз при написании документов участниками событий и свидетелями, а второй – при их трактовке исследователем. И это неизбежно даже при условии, что учёный будет грамотным специалистом и предельно честным перед историей. Однако те, кто обслуживает украинскую мифоисторию, к подобного рода исследователям не относятся, потому что их работа носит совсем иной характер. Они не просто отражают историю в соответствии со своими субъективными представлениями и личными пристрастиями. Они её создают, пишут, творят, конструируют под «глобальные» задачи украинской «элиты», используя любые средства, делая ставку на массовое сознание и умело манипулируя им.

В этой ситуации народ Украины будет безропотной жертвой и «законной» добычей своей «элиты», пока не осознает, что особая украинская мифология, разработанная под новую украинскую идентичность[5], приводит его в состояние своеобразного запоя, когда человека спаивают, травят наркотическим дурманом дабы завладеть его имуществом, грамотно играя на его слабостях и пороках. И если он с таким положением вещей не согласен, нужно до всего доходить своим умом.

Следовательно, феномен украинского массового сознания не понять, если не исходить из того, что оно является продуктом социального мифотворчества, особую роль в котором играет мифоистория.

Однако само по себе знание механизма манипуляции исследователю мифологий мало что даёт. Ему нужно понять смысл конкретного целеполагания. Зачем это нужно? С какой целью? Чего хотят добиться манипуляторы в долгосрочной перспективе? Понять же целеполагающий смысл и механизм формирования и воздействия украинской мифоистории можно лишь в том случае, если выйти за пределы истории и рассматривать его в контексте борьбы с целью раскола русской цивилизации. И в этом смысле без знания специфики и истории украинского национализма, выстраиваемого в режиме «Украина – анти-Россия», понять феномен украинской мифоистории и её базовых мифологем нельзя.

Иными словами, использующие в рамках мифоистории манипуляцию сознанием национально озабоченные украинские историки ведут со своим народом информационно-психологическую войну. Войну с его русской культурой и общей историей. Войну до полного вытеснения и уничтожения всего русского. Войну с целью утилизации Украины под лозунги её национального возрождения.

[1] См.: Ставицкий А. В. Украинская идентичность: общие подходы конструирования и мифологизации. Севастополь: Рибэст, 2013. 160 с.

[2] См.: Ставицкий А. В. Мифы Украины: «Батуринская резня». Севастополь: Рибэст, 2012. 252 с.

[3] См.: Масненко В.В. Самоідентифікація українських істориків у контексти становлення національної історичної думки // Киевская старина, №6, 2002. С. 92-106.

[4] Школа «Анналов» - направление в исторической науке, основанное французскими историками Марком Блоком и Люсьеном Февром вокруг журнала «Анналы» (1929 г.); оказала значительное влияние на формирование всей мировой историографии XX века.

[5] См.: Гломозда К. Українські ідентичності в історіографічних рефлексіях [Електронний ресурс] / К. Гломозда. – Режим доступу: http://www.kennan.kiev.ua/kkp/content/conf06/papers/Glomozda.html

Источник


Tags: мифоистория Украины, современный миф
Subscribe
promo skeptimist august 30, 2015 12:32 6
Buy for 20 tokens
С 2012 по 2015 годы мне удалось издать 14 книг по современной мифологии. Разумеется, книги писались в разное время в течение примерно 20 лет. Просто издать их удалось позже. Так роман "Седьмая печать" писался более 10 лет и был закончен в 2005 году. А монографии "Мазепа" и "Батуринская резня"…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments