skeptimist (Блог Андрея В. Ставицкого) (skeptimist) wrote,
skeptimist (Блог Андрея В. Ставицкого)
skeptimist

Categories:

Логика мифа и «чувство времени»



Особое место в анализе мифа на предмет его реализации во времени является проблема проявляющихся во времени причинно-следственных связей и их отражение в мифе. В связи с этим отметим, что мифическое представление о времени подводит нас к одному из существующих на основе мифов неразрешимых парадоксов. Он заключается в том, что мифы «одновременно производят миры и существуют в них, являются причинами самих себя и находятся в зависимости от предполагаемых производящих причин, упраздняют любой контекст и становятся постижимыми только благодаря контексту»[1].



«Причинно-следственные и иные объективные зависимости миф подменяет также связями по ассоциации (например: дыхание – душа – облако – птица – небо), по сходству и смежности, а еще телеологичностью (существуют якобы заранее определенные цели, к чему все и направляется)»[2], – резюмирует на этот счёт П. К. Гречко, явно не соотнося свои размышления с мифами современными. И оно понятно. Ведь сравнивать древние мифы с научными представлениями о них куда проще и удобнее, чем изучать требующие иных подходов свойства и функции мифа в современных условиях, а современный миф может что-то подменять, но что-то и использовать. В том числе и причинно-следственные связи и объективные зависимости. Просто они будут работать на выстроенный в рамках данного мифа образ. И совсем не обязательно, что этот образ будет соответствовать тем установкам, которые к нему предъявляет исследователь.

Так, например, трансформировав идею Ю. М. Лотмана, что миф есть код плюс его история, выраженная (проявленная) во времени[3], мы можем понять, как миф живёт исторически. И в этой жизни заложен крайне важный вывод, что миф развивается, и его развитие не обязательно проходит по замкнутому кругу, как нас пытаются убедить многие мифологи, так как в своих изменениях миф настолько же многообразен и непредсказуем, как многообразна и непредсказуема наша жизнь, образно-символическим отражением которой он является[4].



Почему же так происходит? Потому что судить по «древним» мифам о мифологии в целом всё равно, что по экскрементам и скелету мамонта судить о том, как он жил и почему вымер. Кое-что узнать и более-менее правдоподобно предположить можно. Но знания, полученные в результате исследования сохранившихся останков несравнимы с изучением живых объектов.



Не удивительно, что при рассмотрении вопроса об отношении мифа ко времени, наиболее типичной является позиция, согласно которой миф имеет вневременной характер и время протекает в нём всегда циклично. Но, как мы писали об этом ранее, миф в силу своей универсальности может развернуть перед исследователем любой вариант. В частности, применительно ко времени, в различных мифологических традициях доминирует либо линейная, либо циклическая временная концепция. При этом доминирование не исключает их сочетания на различных уровнях. Ритмы и циклы мифосистемы (мифа) – в засыпающей и возрождающей природе (смены годовых сезонов, фаз лунного цикла, смены дня и ночи), создают впечатление цикличности природы. Концепция «линейного» времени исходит из понимания необратимости определённых процессов в жизни человека (возрастные изменения), общества, вселенной и обнаруживается в еврейской традиции и христианской мифологии, чтобы позже стать характерной чертой европейской мифологии Нового времени.



«Напряжённое, динамичное чувство времени – одно из самых характерных европейских чувств. Европеец живёт постольку, поскольку всё время преодолевает свои прежние состояния, поскольку его выталкивают из этих состояний силы, которые он описывает как законы истории»[5], – замечательно написала о соотношении состояний европейца и его рефлексии О. Балла. Но применительно к мифу данный отрывок получает весьма любопытные дополнительные трактовки, даже с учётом того, что «чувство времени» – исключительно мифологическое чувство. Дело в том, что преодоление «прежних состояний» для человека означает преодоление мифа в себе и себя в мифе, но лишь для того, чтобы отбросить старые формы мифа и вместо них создать новые. А подача выталкивающих человека «сил», «которые он описывает как законы природы», весьма подходит под последние представления о том, как миф наукой рационализируется, дабы сделать его понятным для себя. Но что есть в данном случае рационализация, как не особый вид мифотворчества, призванный объяснить человеку то, что он во всей полноте и целостности явления ни понять, ни принять не может? Мифотворчество, в ходе которого не только создаётся простой и понятный образ явления, но и подбираются такие формы его передачи, которые призваны создать иллюзию логичности и наукообразия[6].

Ссылки

[1] Леви-Строс К. Человек голый // Леви-строс К. Мифологики. т. 4. С. 754.

[2] Гречко П. К. Введение в обществознание. М.: Поматур, 2000. с. 36.

[3] Лотман Ю. М. Семиосфера. С. 15.

[4] См.: Ожогова Е. Г. Миф и знак в системе молодёжной контр-культуры // Человек в пространстве мифов: Материалы межрегион. конференции 10-11 июня 2004, г. Омск / Омск. гос. пед. ун-т ; ред. А. С. Шаров. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. С. 90-93.

[5] См.: Балла О. Феномен Пригожина // Балла О. Примечания к ненаписанному. Статьи. Эссе. USA: Franc-Tireur, 2010.. С. 248.

[6] См.: Бибихин В. В. Внутренняя форма слова. СПб.: Наука, 2008. 420 с.

Источник


Tags: мифоистория, современный миф
Subscribe
promo skeptimist august 30, 2015 12:32 6
Buy for 20 tokens
С 2012 по 2015 годы мне удалось издать 14 книг по современной мифологии. Разумеется, книги писались в разное время в течение примерно 20 лет. Просто издать их удалось позже. Так роман "Седьмая печать" писался более 10 лет и был закончен в 2005 году. А монографии "Мазепа" и "Батуринская резня"…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments