skeptimist (Блог Андрея В. Ставицкого) (skeptimist) wrote,
skeptimist (Блог Андрея В. Ставицкого)
skeptimist

Category:

Современный миф как базовое явление культуры и духовная основа человеческого бытия



Специфика мифа как универсалии культуры заключается в том, что его истинный смысл в силу своей многозначности неуловим. И любые ловушки, которые мы пытаемся для него соорудить из собственного опыта и данного нам в пользование языка, для него препятствием не являются, ибо «мысль изреченная есть ложь» и «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется». Не дано, потому что мы забыли дотекст, предречь, праслово.

За обыденными фразами мы потеряли ключ и потому, даже общаясь на одном, с детства знакомом, «родном» языке, мы часто не слышим друг друга, ибо не знаем, что каждый язык, несмотря на свою цельность, сословно, этнически, демографически и профессионально разделен и многослоен как луковица. И мы зачарованно ловим эти скользящие мимо нас, сгущающиеся и рассеивающиеся, а затем ускользающие образы-миры, сами создаем их и, с приходом новых, забываем или «откладываем».

Эти подлинные смыслы, как кошки, «гуляют» сами по себе. В них нет цели; в них - броуновское движение первомыслей; они - самоценны, как джазовые импровизации, как сверкающие полутона калейдоскопа, как свободная игра подсознательных интуиций, за которыми стоит скрытый опыт веков. Его нельзя разъять, нельзя препарировать без явных потерь для понимания. Можно только зачарованно наблюдать и безмолвно восхищаться. Ведь миф – это способ одухотворенного существования, соотнесенного с высшими мировыми и человеческими ценностями, понятыми и реализуемыми в соответствии с настоящим моментом; это способ понять окружающую нас среду во всей её полноте и значимости; способ означить её и инвентаризировать, если речь идет о практической стороне дела, но, что еще более важно – это голос «коллективного бессознательного», голос всех живших до нас поколений, оставивших в нашей загнанной в подсознание коллективной памяти (социопамяти) своеобразные генетические зарубки, полученные ценой огромной крови, безмерного страдания и гибели тысяч и тысяч наших безвестных предков.

Они оставили нам в мифах то самое важное, что с точки зрения выживания человека как вида может оказаться определяющим. Как генетически заложенная в насекомых программа поведения, которая позволяет им существовать. И если это так, тогда становится ясным, что миф – не просто «человеческий продукт». Это – нечто несравненно большее. Это язык Бога, применительно к нам. Тот язык, посредством которого мир не только передает нам самую сокровенную информацию, но и бросает нам вызов, чтобы услышать звучащий на том же языке наш ответ.

Если же говорить в целом: миф для меня – вся отражаемая нами реальность; не вся имеющаяся, но вся отражаемая; отражаемая чувственно, через символизацию и означивание (в двух смыслах – ставшая знаком, символом, образом, вставленным в определенный понятный нам символически-ассоциативный ряд; и наделенная определенным важным для нас значением), через данное ей имя; одухотворенная нашими чувствами, опытом и отношением чувственная реальность. Такими мифами могут стать вещи, люди, идеи, явления природы и даже «абстрактные категории» (например: коммунизм). Сами по себе они, естественно, мифами не являются, но становятся ими настолько, насколько мы включаем их в систему своих ценностей, насколько вкладываем в них (точнее, в образы о них) свое отношение, свое чувственное представление о них. Насколько мы ведем с ними некий незримый и часто неосознаваемый нами диалог.

И хотя мифология власти как способ навязывания определённых мифов практически полностью построена на манипуляции, но, будучи присущей нам изначально, мифотворчество как свойство человека таковым не является. При этом оговоримся: под властью мы подразумеваем не государство, не тех, кто официально управляет нами, но всех, кто так или иначе пытается воздействовать на каждого из нас – от родителей, лидеров кампании, журналистов, воспитателей и учителей до монарха или президента. В неё включены, в том числе и так называемые оппоненты власти, ее диссидентствующие «антиподы». И это только в одном обществе. Но поскольку для потоков информации границ уже нет, частью власти в Украине и России являются все, кто ведёт против нас информационную и психологическую «войну». В частности, СМИ США, их кинопродукция и пр. пр.

Если же вернуться к первооснове, то мифы – то первое, что выделило нас из животного мира, превратило из животного в человека, что отделяет нас (субъективирует) и связывает со всем миром; дает свободу быть человеком, но далеко не отпускает. По мере усвоения мифы социализируют человека; через традиции, социальные или этнические привычки, манеру общения и поведения, общие ценности обволакивают его, наделяя определёнными чертами, свойствами, по которым его везде будут идентифицировать как своего или чужого, «друга» или «врага».

Так, после рождения в процессе воспитания, человек получает и усваивает тот набор социальных мифов, которые обеспечат ему доступ к той или иной общности и определят его принадлежность, идентифицируют его с другими людьми. Их не анализируют, не оценивают, критически не обсуждают. Их только соблюдают и культивируют, даже этого не замечая. Повторяют и усваивают как кодовые пароли («Сим-сим, откройся»), как естественную и привычную данность. Такой подход чётко даёт понять: хочешь войти в то или иное сообщество – познай и прими его мифы. Хочешь отречься от них – найди и освой новые.

По сути, способность человека создавать (творить) мифы – одно из главных свойств человека, обеспечивающих его выживание в социосреде. Поэтому, перефразируя К. Маркса, можно сказать, что человек – не только совокупность общественных отношений, но и совокупность определённых социальных мифов. Мифов-функций, образов, знаков, символов, кодов. Мифов-предрассудков и мифов-прозрений. Апокалипсических и бытовых. Расположенных на всех уровнях деятельности и сознания. Мифов нашего мира и нашей души. Мифов-масок, сверкающих тончайшими бликами сквозь ассоциативные наслоения карнавала социобытия. Мифов, определяющих наши представления и соответствующих им практических действий.

Насколько это соответствует реальности? Насколько мы сами так считаем. Вот почему нам нечего терять, кроме своих мифов. Они для нас – всё, но именно поэтому мы их просто не замечаем. Не замечаем, потому что они – часть нас. Часть, выражающая наше отношение к себе и к миру. Отношение, наделённое чувством и мерой. И если это действительно так, то Протагор был лишь отчасти прав, и не столько человек, сколько миф – мера всех вещей. В том числе и самого человека. Ибо через мифы мы познаем и отражаем мир; весь мир, в том числе и человека – с его плотью, речью, мыслями, с его привычками, знаниями и навыками, и венчающим всё поведением.

Мы пребываем в мифе, а мифы пребывают в нас. Они – наша память. Память поколений, живших до нас. Память охранительная и отражающая; память-барометр, фиксирующий пульс социовремени; здоровое состояние общества или его болезнь и наступающую горячку. Миф – память, но не ума, а сердца, чувств и переживаний, отложенных в подсознании и хранящих ответ на вечный вопрос: «Кто мы? Откуда? Куда идем?». Миф, как зеркало, отражает нас сегодняшних в нас-всегда. Он отражает нас такими, какими мы хотим себя видеть, и даёт ответы сообразно с нашими желаниями. Хочешь знать правду, и ты её услышишь; но если ты «обманываться рад» результатом всматривания всегда будет самообман. Миф отражает нас, вопрошая; отвечает, утаивая; озадачивает, означивая; позволяя почувствовать, что Ответы где-то рядом, в них, в нас; они есть, но ускользающе полускрыты за тождеством вопроса и ответа – как спрашиваем, так и отвечаем. Но главный Ответ ускользает. А миф его знает.

Миф всё знает. Но мы забыли об этом, ибо разучились слушать и читать окружающие нас миры. Отвыкли внимать и понимать, отвыкли жить с миром в единстве и тождестве. Мы потеряли внутренне заложенную в нас связь времён, а с нею – и внешнюю. Мы забыли, что каждый человек есть Слово. Слово-миссия, слово-нота, предназначенное внести свой фон, свой тон, свой звук в общую симфонически звучащую Фразу Века. Хорошо бы понять это сейчас. Чтобы не звучал никогда диалог: «Он был с тобой рядом, но ты не видел его; он говорил с тобой, но ты не слышал; он слушал тебя, но ты был говорливо нем. И что же ты тогда хочешь? Ты не слышишь Вызова и не даешь Ответа». Хорошо бы…

А пока мы зачарованно всматриваемся в миф, как в зеркало. Вдумываемся в его блуждающий смысл. Вслушиваемся в это «эхо истины», в неосознанный отголосок дуновения первосмысла, плохо услышанный и неправильно понятый, но обладающий всеми чертами «настоящей правды» и уже потому нас зачаровывающий. Всматриваемся, но мало что понимаем.

Источник


Tags: современный миф
Subscribe
promo skeptimist август 30, 2015 12:32 6
Buy for 20 tokens
С 2012 по 2015 годы мне удалось издать 14 книг по современной мифологии. Разумеется, книги писались в разное время в течение примерно 20 лет. Просто издать их удалось позже. Так роман "Седьмая печать" писался более 10 лет и был закончен в 2005 году. А монографии "Мазепа" и "Батуринская резня"…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment