skeptimist (Блог Андрея В. Ставицкого) (skeptimist) wrote,
skeptimist (Блог Андрея В. Ставицкого)
skeptimist

Category:

Миф и власть: как управляют людьми и миром



Современный миф – не сказание о богах и героях, хотя и учитывает этот специфический для мифа жанр. Не аналог лжи и заблуждения. Он – образ. Символически означенный. Прочувствованный. Помноженный на человеческие страхи и желания. Он - способ общения с миром и соотнесения себя с вечностью. Явление, приводящее в восторг и трепет. И поэтому мы всегда – в мифе, а миф - в нас. А поскольку информационно-психологическое воздействие не распознаётся, именно эта сфера становится наиболее уязвимой. Ведь если раньше данный процесс протекал преимущественно подсознательно и спонтанно, то, в отличие от былых времён, современное общество может использовать его осознанно и технологически грамотно, рассматривая мифотворчество, как особую метатехнологию.


Эта метатехнология позволяет не только защищаться от чужого информационного воздействия, сохраняя свою социокультурную целостность, но и осуществлять экспансию, вскрывая и осваивая чужие пространства с пользой для себя.


При этом в мифах кроются те резервы выживания, без которых человек существовать не может, как бы он при этом к мифам ни относился, ибо миф есть смысловое поле культуры. Особым образом организованная информация, хранящая опыт существования и развития социума, происхождение и значение которого нам до конца не известно.


Поэтому хотя в силу своей универсальности и пластичности миф всегда воспринимался, как проблема, лишь сейчас его начинают осознавать, как механизм решения проблем. И данное обстоятельство вызывает настоятельную необходимость решения вопроса адаптации мифотворчества к стратегическим потребностям государства и ставит нас перед необходимостью учиться мыслить стратегически в режиме мифоистории, так как именно она позволяет соединить прошлое с будущим и вдохновить на борьбу за него людей.


Руководствуясь нашими мотивациями, миф всегда выдаёт нам то, что мы от него хотим, помогая нам созидать и разрушать, вдохновляет на великие дела и развенчивает символы веры. Побуждает нас проявлять в себе лучшие качества или делает из нас мучителей и палачей.


Миф никогда с нами не спорит. И даже отрицанием мифа мы его только множим. Так что если кто-то захочет порассуждать о том, как он с помощью разума победил какие-то мифы в себе, миф охотно предоставит ему все необходимые для этого обоснования. Ведь он отвечает за ценностные смыслы общества. А в современных условиях именно они оказываются наиболее сильной стороной любого социума, определяя символы веры и характеризуя высоту его духа, обеспечивает контроль над сознанием людей.


Миф выступает механизмом управления сознанием, инструментом современной политики, главная задача которого поиск, обретение или разрушение общего символически означенного для людей сакрального смысла. В этом качестве миф становится узловым фактором национальной безопасности, матрицей общенациональной и цивилизационной программы.


Так борьба мифов разных цивилизаций выливается в борьбу культур с технологиями. Но и их продуктивное взаимодействие крайне желательно.


Таким образом, в современных условиях нарастания глобализации и процесса т.н. Третьей волны[1], когда информационные технологии выдвигаются на первый план и в деле воздействия на других людей приобретают решающее значение:


- роль мифа становится важна и значима как никогда. Ведь с его помощью можно менять идентичность и ценностно-смысловую ориентацию людей, программируя и кодируя их в соответствии с политическими установками. В результате отвечающий за иммунную систему социума миф становится оружием массового поражения, с помощью которого глобальные игроки борются за власть в мире;


- на первое место выдвигается способность общества конкурировать с другими социумами в пространстве ценностных смыслов.


В концептуальном плане информационное взаимодействие можно свести к взаимодействию проектов, стратегий и мифологий, где проекты, с учётом определённой доли условности – «образы» будущего, стратегии – технологии движения к «образу», а мифологии – «матрицы», в которой формируется и то, и другое.


Конкуренция проектов настоящего и будущего потребует сильных мифологий, органично сочетающих динамизм с устойчивостью, а нацеленные на вечность ценностные начала с эффективностью креатива. И с учётом этого, в недалёком будущем новым глобальным лидером станет тот, кто сумеет создать самый привлекательный и эффективный проект, где привлекательность проявляется в новых интерактивных формах архетипических ценностных начал, а технологии будут помножены на великий созидательный миф.


В свою очередь мифотворчество связано с процессом конкуренции цивилизаций в области системно организованного смыслообразования на уровне проектов и стратегий, которые как ОБРАЗЫ БУДУЩЕГО могут быть раскрыты лишь через мифологии.


Благодаря грамотно созданным и используемым мифам, глобальные игроки могут мировоззренчески разоружать государства и народы, получая под свой контроль те ресурсы, для обладания которых они раньше должны были оккупировать страны и даже уничтожать народы, как это было с населением Америки.



Теперь этого делать не нужно. Современная система организованной с помощью мифов манипуляции позволяет без единого выстрела получать в своё распоряжение целые страны, когда местное население не только не сопротивляется экспансии, но даже приветствует её[2].


Вот почему в стратегическом плане системно организованная атака на ценностно означенные смыслы взаимодействующих сообществ УЖЕ эффективнее бомб и ракет и представляет одну из основ т.н. нелетального оружия будущего. И это даёт основание считать развёрнутое в рамках конфликта цивилизаций мифотворчество оружием массового поражения Третьей волны, когда под удар ставятся символически означенные ценностные смыслы не только наций, но и цивилизаций, вызывая их мобилизацию и подъём или крушение.


Итак, как видим:

- тот, кто контролирует смыслы общества, контролирует и само общество, так как сохранение и развитие своих мифов даёт возможность социуму вписаться в новый мир, не потеряв своё лицо;

- чтобы управлять миром в эпоху Третьей волны, совершенно не обязательно покорять его с помощью привычного оружия. Для этого вполне достаточно взять под контроль традиционные для общества ценностно означенные смыслы. Кто формирует смыслы социума, тот управляет сознанием людей. Кто управляет их сознанием, тот контролирует и их ресурс[3]. И подтверждение этой довольно простой мысли мы находим, при исследовании украинского проекта;

- в основе глобальной власти лежит возможность контролировать и изменять мифы народов мира, трансформируя смысловое поле в нужном для глобального лидера направлении. Понятно, что такая коррекция будет вызывать повсеместное сопротивление и, значит, мир ожидают новые войны мифов. Войны образов и проектов. Войны символов, смыслов и идентичностей с использованием самых совершенных технологий вплоть до национальной психокоррекции;

- государствам, которые хотят сохранить свою независимость, и элитам, которые хотят контролировать свои государства, нужно учитывать роль мифа в обществе и грамотно этим знанием пользоваться. Пользоваться в условиях созидания, мобилизации и войны. Войны информационной, которая разворачивается в мире в форме конфликта цивилизаций, где главные и самые глубинные преобразования мирового сообщества будут связаны со смысловым полем сознания, представляющим собой своеобразную мифосферу. И тот, кто сможет контролировать её, будет управлять миром.


Как следствие, становясь исключительно ходовым товаром, миф вызывает потребность в создании индустрии мифотворчества и её развёрнутой инфраструктуры, без которой вести эффективное информационное взаимодействие невозможно. Индустрии, которая на основе системной манипуляции делает миф инструментом преобразования мира и мощнейшим оружием информационно-психологической войны. Войны, которая должна рассматриваться в контексте и масштабе разрастающегося конфликта цивилизаций в борьбе за глобальный передел мира и Новый мировой порядок.

Источники

[1] См.: Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. 784 с.

[2] См.: Лисичкин В. А., Шелепин Л. А. Война после войны: Информационная оккупация продолжается. М.: Изд-во Алгоритм, Изд-во Эксмо, 2005. 416 с. (Итоги Второй мировой).

[3] См.: Зиновьев А. Глобальный человейник. М.: Эксмо, 2003. 448 с.

Источник


Tags: мифы власти, современный миф
Subscribe
promo skeptimist august 30, 2015 12:32 6
Buy for 20 tokens
С 2012 по 2015 годы мне удалось издать 14 книг по современной мифологии. Разумеется, книги писались в разное время в течение примерно 20 лет. Просто издать их удалось позже. Так роман "Седьмая печать" писался более 10 лет и был закончен в 2005 году. А монографии "Мазепа" и "Батуринская резня"…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments