мифы Украины

РЕЧЬ ИНКВИЗИТОРА: КАК ПЫТАТЬ ВЕДЬМ (фрагмент 3-й главы романа А. В. Ставицкого "СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ")



Видение Дольского продолжалось. Но на этот раз комиссар-инквизитор от освещения общих теологических вопросов перешёл к практическим, инструктируя своих помощников, как допрашивать ведьму.


Комиссар замолчал, обводя слушающих внимательным и суровым взглядом, и над сидящими в зале нависла тревожная тишина.
– Напоминаю, – заговорил он снова, – что, разбирая злодеяния ведьмы, судья имеет дело не с частным преступлением, но с заговором против Бога. И поэтому, чтобы быть судьёй, недостаточно знать законы, быть честным человеком и добрым христианином. Ему необходимо быть человеком Бога. Ибо для борьбы с Сатаной силы одного человека слишком мало. Ведь это не просто следствие. Не суд над обычным преступником. Это битва между Добром и Злом. Между Светом и Тьмой. Между Богом и Дьяволом. Между Агнцем и Антихристом. И от того, каким будет судья, насколько он верующий во Христе, как сумеет организовать следствие, чтобы одержать победу над хитрой и изворотливой ведьмой, зависит, победит ли Господь, восторжествует ли закон Божий в человеке или снова верх одержит Тьма.

В этой борьбе слишком велика цена, чтобы мы были гуманны. И потому все в городе должны знать: каждый, кто проявит сомнение в том, что всё совершённое на шабашах и происки ведьм, лишь заблуждение, суеверие и обман, будет считаться учиняющим препятствие и помеху правильному отправлению правосудия. Не говоря уж о том, что, тот, кто сомневается в этом, наносит вред собственной душе, отвергая неопровержимые доводы. Всё это haeresim manifeste sapit . Так проступает дьявольская подкладка в действиях людей. Я уж и не говорю, что из тех, кто не хочет верить в колдовство, большинство сами колдуны. И рано или поздно суд до них доберётся.

Знайте, – почти выкрикнул комиссар, – еретики-заговорщики прячутся среди нас, прикидываясь добрыми христианами, но церковь умеет отличать одних от других. И даже если прямых доказательств нет, другие факты подскажут вам, где и кого надо искать. Спросите у подозреваемого, почему его корова даёт больше молока, чем коровы соседей? Почему хлеб, испечённый им, пышнее? Почему изделия, выполненные в его мастерской, лучшего качества? Почему его торговые дела более удачны, чем у других? Почему он богаче прочих? Почему его дети красивы, а дом отличается богатством внутреннего убранства? А если учесть, что практически все горожане, не веря, видимо, ни в силу Господа, ни в свою праведность, носят на себе всякие заговорённые предметы и разные талисманы, вы можете на основании этого привлекать к суду любого.

Посмотрите, – голос комиссара разлетался по залу, отскакивая эхом от стен, – ситуация в городе сейчас настолько тревожная, что церковь, чтобы спасти добрых христиан, была вынуждена начать продажу средств против Дьявола. И сразу стало ясно, что кто не покупал их – был слугой его. Хотя, – комиссар криво усмехнулся, – если покупал, тоже мог быть слугой Дьявола, просто хорошо это скрывал.
Как видите, поводом к подозрению может быть любой проверенный и засвидетельствованный нами факт, – деловым тоном подвёл итог сказанному комиссар. – Надо просто взглянуть на него под соответствующим углом. Тогда ваши подозрения обретут под собой реальную основу. И вы с чистой совестью сможете заводить на колдуна дело.

Помните: мы представляем церковь – наместницу Господа на земле, – и потому, неся факел знания, не бойтесь опалить кому-то бороду или мозги. Знайте, они уже виновны в том, что попали к нам. Виновны, ибо Господь в милосердии своём не допустит, чтобы пострадал невиновный. И если они попали к нам, значит, их вина несомненна. И не надо беспокоиться о доказательстве выдвигаемых обвинений или бояться, что обвиняющий будет наказан или привлечён к ответственности, если выдвинутое им обвинение не будет доказано. Его дело – донести на ведьму и тем выполнить свой долг. Ведь подозрение уже является достаточным основанием для ареста и пытки, поскольку общественное мнение никогда не бывает ложным. Намерение – уже достаточное доказательство. Церковь есть небеса Господни на земле. И потому само подозрение в том, что здесь возможна ошибка, кощунственно. Что бы ни делал виновный, наша задача доказать правоту церкви. Ведь к нам просто так не попадают. И если выяснится, что кто-то виновен в названных деяниях, то отныне и далее да падёт он жертвой всех предписанных наказаний.

– А чем объяснить, что обладающая такой силой ведьма не может справиться с чиновником или судьёй? – спросил комиссара, преданно заглядывая ему в глаза, толстый судья. – Почему ни одна ведьма, наделённая способностью летать и пролезать даже в замочную скважину, не может бежать из тюрьмы?

– Да, вопрос не простой, – согласился комиссар. – Многих демонологов он и сейчас ставит в тупик. Но я думаю, что одно из двух. Либо, столкнувшись с силой Господа в лице священников и судей, ведьмы лишаются своей силы. Либо, получив власть над ведьмой, Дьявол стремится, чтобы её отправили на смерть, чтобы она не смогла бы освободиться от него через покаяние и отречение. Не забывайте, что силе ведьмы судья противопоставляет силу Господню. Вот почему, как только чиновник дотрагивается до ведьмы, она теряет свои дьявольские способности и возможность делать maleficia . Но одной надежды на Господа разумеется недостаточно. Следователи и его помощники должны оберегать себя, и для этого надо надевать платки с завёрнутой солью, освящённой в вербное воскресенье. В том же платке или кармане лучше держать частицы разных освящённых трав, замятых в воске, а во время допроса почаще осенять себя крестом.
При аресте не забывайте напоминать familiares , что, схватив ведьму, следует обязательно сажать её в корзину или на простыню и нести в тюрьму, ибо если она ступит на землю, то сможет использовать свою дьявольскую силу, чтобы скрыться.

Кроме того, имейте в виду, что сила ведьм такова, что, если входящая в комнату ведьма первой взглянет на судью, она обретает над ним определённую власть и может на него влиять. Тогда она может тронуть его сердце плачем, разжалобить своей бедой, что для судьи просто непозволительно. Отсюда правило – вводить ведьму в комнату следует задом наперёд, чтобы судьи увидели её раньше, чем она увидит их. Особенно надо следить за тем, чтобы ведьма не прикасалась к судьям или к другим допрашиваемым. Ибо тогда она не только сможет повлиять на них, но и даже убить. Как это было во Фрейбурге, где перед казнью ведьма успела дунуть в лицо палача, и он почти сразу покрылся язвами, а через несколько дней скончался.

Вот так, – комиссар смиренно развёл руками. – Церковь, конечно, защищает вас, но это не исключает определённых защитных мер с вашей стороны, которые крайне необходимы любому, кто имеет дело с ведьмой. Вот почему судьи и их помощники должны тщательно готовиться к работе и предохраняться от телесного соприкосновения с ведьмой посредством смазывания мягким мылом, воском или чем-то иным, что церковь предписывает применять против подобных дьявольских козней и чар.

Теперь перейдём к следующему вопросу – допросу ведьмы, который требует особых знаний, а также выдержки и хладнокровия. – Голос комиссара снова обрёл деловитость. – Напоминаю вам принятое церковью постановление, что признание под пыткой считается уликой и твердо устанавливает обстоятельства преступления, как бы они ни были невероятны. И как написано в одной хорошей и правильной книге, поскольку ведьма не понимает доброжелательного отношения, её приводят в камеру пыток. Впрочем, даже если ведьма призналась без пытки, она всё равно должна повторить свое признание под пыткой, ибо, скорее всего, она специально призналась, чтобы избежать пытки, чего мы допустить не можем.

Вести допрос следует, проявляя милосердие и умеренность. При этом судья не должен обращать внимания на крики и вопли допрашиваемой, так как, проявляя слишком большую жалость, он теряет возможность выявить правду.
Мы, конечно, не должны забывать, что живём не в дикой, неразвитой, варварской стране, а в современном цивилизованном обществе, где выработаны свои нормы права, требующие уважать человека как личность. Но есть вещи, которые слишком важны для общества, чтобы каждый враг христиан мог прикрываться своими правами. Нет закона для суждения о беззаконном, и нет правила, которое годилось бы для опровержения грёз. И если человек обвиняется в колдовстве, обычные юридические гарантии вообще не должны приниматься во внимание. Ведь ведьмы посягают на самое святое: на наши ценности и идеалы. Они ставят под сомнение веру в Бога, в церковь, во власть. Они рушат устои, на которых наше общество существует. И потому нет им пощады. И не будет никогда.

Далее: поскольку речь идёт о необычном следствии, допрос ведьмы должен следовать сразу после её ареста, чтобы дьявол не успел подготовить её к допросу. Перед этим комната пыток должна быть окроплена святой водой и окурена освящёнными травами, а орудия пыток благословлены.
Прежде чем обвиняемую допрашивать, надо выяснить, хорошей или плохой репутацией пользуется она? Если плохой, она – ведьма, если хорошей – без сомнения, ведьма, поскольку все ведьмы стараются, чтобы о них все отзывались хорошо. Во время допроса, когда её спрашивают, надо внимательно смотреть, испугается она или нет. Если она боится, значит, она ведьма, так как честная христианка, не будучи виновной, не должна бояться, правосудия. Если же она испугалась, значит, ей есть что скрывать. Когда же обвиняемая не выказывает на допросе страха, это особенно подозрительно и говорит о том, что она ведьма, а не боится, так как рассчитывает на помощь дьявола. Если, когда её спрашивают, ведьма ли она, обвиняемая говорит: «да», значит, она – ведьма. Если «нет» – она тем более ведьма, поскольку ведьмы всегда притворяются невиновными. А отказ обвиняемой признать свою вину означает, что дьявол держит её мёртвой хваткой.

– А как допрашивать ведьму, чтобы она сразу призналась? – спросил комиссара высокий худой судья, окинув всех горящим взглядом.
– Во-первых, я не рекомендовал бы вам спешить с этим. Ведь судья должен полностью разобраться во всех обстоятельствах каждого порученного ему дела. Но чтобы как можно быстрее сломить возможное сопротивление ведьмы, сначала надо предложить ей сознаться в более лёгких проступках, в которых обвиняемому признаться легче. А потом переходить к тем обвинениям, которые явно указывают на ересь.

Как я уже говорил ранее, – стал объяснять тонкости дела комиссар, – для проведения допроса заключённая должна быть раздета догола и внимательно вся осмотрена, особенно в тех местах, в которых она может спрятать маленький кусочек бумаги, пергамента или старой кожи с несколькими словами-заклинаниями на нём. Имейте в виду, что эти заклинания крайне важны для ведьмы, так как дают ей дар безмолвия, благодаря которому она будет молчать, что бы с ней ни делали. Если никаких заклинаний не будет обнаружено, тогда все видимые волосы на её теле должны быть сбриты или сожжены, поскольку иногда почти незаметно она может потереть свои волосы и с помощью прячущегося там дьявола не испытывать более боли. Если и это ни к чему не приведёт и записка не будет обнаружена на теле, то, возможно, она проглотила её, и тогда ей следует дать рвотное. Обычно после этого она уже настолько напугана, что готова признаться, не дожидаясь дальнейших пыток. Известны, кстати, случаи, когда заговоры или договорные грамоты помещались ведьмам под кожу, и пока их не извлекали из её тела, ей ничто не угрожало.

Впрочем, – комиссар слегка скривился, – если она признается, это не значит, что пытки надо остановить. Ведь для выяснения всех обстоятельств дела одного признания мало. Она должна ещё дать свидетельские показания. Для успеха следствия лучше всего, конечно, было бы вызвать Дьявола в суд. – Комиссар невесело рассмеялся. – Но поскольку это невозможно, надо работать с теми, кто ему служит. И потому следствие не может быть закончено с получением признания. После этого необходимо выявить всех остальных сообщников. И лишь после того как ведьма назовёт их, можно считать процесс над нею законченным, выносить приговор и передавать ведьму властям для проведения казни.

Ещё. Во время пытки надо особенно внимательно следить за поведением ведьмы, – напомнил комиссар, – так как в это время она особенно нуждается в помощи Сатаны. Если во время пыток ведьма вращает глазами или мотает головой – значит, ищет Дьявола, чтобы попросить о помощи. Если уставилась в одну точку – значит, она уже нашла его. Если она держится под пытками и молчит – значит, Сатана даёт ей силы. Если скончалась – значит, Сатана её убил.

Если пытаемая ведьма молчит, считается, что она получила от Сатаны «дар безмолвия». Известны случаи, когда ведьма, съевшая кусок сердца ребенка, обеспечивала себе молчание во время пыток. Шпренгер писал, что иногда ведьма молчала, даже будучи почти вся разорвана в клочья. Но судью это не должно останавливать. И молчание ведьмы опять же лишь свидетельствует о том, что ей помогает Дьявол, так как все знают, что выдержать без его помощи такие пытки невозможно.

– А зачем тогда нужен врач? – удивлённо воскликнул толстый судья, и его щёки заколыхались.
– Врач должен следить за тем, чтобы по отношению к обвиняемому не было применено никакой излишней жестокости, – разъяснил ему комиссар. – А если говорить проще, он нужен, чтобы ведьма под пытками раньше времени не умерла.

– А если врач считает, что ведьма слишком больна, чтобы её пытать? – спросил его сидевший рядом с толстяком судья.
– Да, такое бывает, – комиссар понимающе улыбнулся. – Известный вам демонолог Реми пишет, что в таком случае приказывал облить кипятком подмышечные впадины ведьмы, и это восстанавливало её здоровье столь быстро, что казалось чудом.

Но иногда и этого оказывалось недостаточно. Чтобы развязать язык ведьме, если она молчит, а обычные способы не помогают, надо использовать освящённые церковью магические приёмы. Для этого можно взять полоску бумаги длиной в тело человека, написать на ней семь слов Спасителя, произнесённых им на кресте. Потом в ближайший праздничный день во время обедни обернуть эту бумагу, вложив в неё предварительно частицу мощей, вокруг тела пытаемой, напоить её святой водой и снова пытать. И тогда она обязательно заговорит.

– А как быть, если ведьма всё равно молчит и ни в чём не признаётся, как бы её ни пытали? – допытывался, глядя на комиссара исподлобья, худой судья.
– Если ведьма молчит, и сумела выдержать все пытки, и ни в чём не призналась, что при правильном проведении экзекуции весьма сомнительно, значит, она виновна в неуважении к органам власти и суду и, следовательно, также подлежит казни. Но я считаю, что лучше, если судья всё-таки получит признание, чего бы это ему ни стоило. И для этого дам ещё один совет. Если обнаруживается, что дьявол завладел ведьмой, мешая суду получить необходимое признание, первым делом надо его изгнать из тела. И процесс этот требует от судьи огромного терпения и особой выдержки. Так, из одной одержимой девочки удалось выгнать 12 тысяч чертенят. Обычно, чтобы изгнать дьявола из тела, достаточно специальных экзорсистских обрядов. И нередко одержимая девушка могла быть излечена одним освящённым поясом. Но в особо запущенных случаях приходится забывать о теле, чтобы выгнать из него демонов. В моей практике был случай, когда, чтобы изгнать дьявола из ведьмы, в её зад вбили длинные гвозди, но дьявол так глубоко в ней сидел, что гвозди его даже не задели.

– Я слышал, что Бальтазар Росс – судья из Фульды, вгонял в пытаемых на дыбе ведьм раскалённые вертела, – заметил, нервно заёрзав, толстый судья.
– Но ведь его, кажется, посадили в тюрьму, – сказал в ответ кто-то.

– Да, – согласился комиссар, – но не за приговоры невиновным, которых не было, и быть, конечно, не могло, а за установление и присвоение непомерных налогов, которые он брал с обвиняемых.
Повторяю: в борьбе с мировым заговором ведьм никакое усердие не может быть признано чрезмерным. Но мы всё же не должны забывать, что Господь требует от нас быть милосердными. Милосердными настолько, насколько нам позволяет необходимость узнать всю правду. Господь призывает нас быть милосердными, но, если мы не примем немедленные меры, город будет захвачен Сатаной. И во имя Господа мы сделаем это и спасём мир. Спасём город. Спасём людей и их сомневающиеся души. Во имя славы и безопасности христианства мы не можем щадить ни их плоти, ни того, что прячется под ней. Ибо как сказал Августин: «Non solum omnes paganos, sed et omnes Judaeos, et omnes hereticos atque schismaticos, qui extra Ecclesiam catholicam praesentem funiunt vitam, in ignem eternum ituros , qui paratus est diabolo et angelis eius» [1].
Наша задача – выявить зло и искоренить его в зародыше, очистить душу, заблудшую от неверия, и тем самым спасти её от Ада…

Примечания
1. Никоим образом не подлежит сомнению то, что каждый язычник, еврей, еретик и раскольник отправится в вечный огонь, который приготовлен Дьяволом и его ангелами, если до конца своей жизни он не будет прощён и возвращён в лоно католической Церкви (лат.).

Предыдущие фрагменты романа Андрея В. Ставицкого «СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ»:

Обложка романа "Седьмая печать»" http://skeptimist.livejournal.com/235149.html

ПОСВЯЩЕНИЕ РОМАНУ «СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ»-1 http://skeptimist.livejournal.com/248742.html
ПОСВЯЩЕНИЕ РОМАНУ «СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ»-2 http://skeptimist.livejournal.com/248980.html
ПОСВЯЩЕНИЕ РОМАНУ «СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ»-3 http://skeptimist.livejournal.com/249298.html
ПОСВЯЩЕНИЕ РОМАНУ «СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ»-4 http://skeptimist.livejournal.com/249507.html
ПОСВЯЩЕНИЕ РОМАНУ «СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ»-5 http://skeptimist.livejournal.com/249602.html
ПОСВЯЩЕНИЕ РОМАНУ «СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ»-6 http://skeptimist.livejournal.com/249900.html
ПОСВЯЩЕНИЕ РОМАНУ «СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ»-7 http://skeptimist.livejournal.com/250345.html

Фрагменты 1-й главы

ОПЕРАЦИЯ http://skeptimist.livejournal.com/250372.html
ВЕСТНИК http://skeptimist.livejournal.com/259261.html
ЗОВ http://skeptimist.livejournal.com/260332.html
АВАРИЯ http://skeptimist.livejournal.com/269225.html
НАЧАЛО http://skeptimist.livejournal.com/270473.html
СВЕЧА http://skeptimist.livejournal.com/275958.html
КНИГА-ПЕРЕВЁРТЫШ http://skeptimist.livejournal.com/272359.html
SELVA SUBTERRANEA http://skeptimist.livejournal.com/276739.html
ПОЛЁТ http://skeptimist.livejournal.com/284185.html

РОМАН "СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ": СТРУКТУРА КНИГИ http://skeptimist.livejournal.com/293305.html

Фрагменты 2-й главы

ПРЕДСКАЗАНИЕ http://skeptimist.livejournal.com/304553.html
ПЕРЕКРЁСТОК http://skeptimist.livejournal.com/312872.html
ПИЩА БОГОВ http://skeptimist.livejournal.com/318514.html
КАББАЛА http://skeptimist.livejournal.com/331583.html
КАРТЫ ТАРО http://skeptimist.livejournal.com/337777.html
ЗЕЛЁНЫЙ ОХОТНИК http://skeptimist.livejournal.com/346024.html
МАРОДЁРЫ http://skeptimist.livejournal.com/354469.html
ГАДАТЕЛЬ
http://skeptimist.livejournal.com/366851.html

Фрагменты 3-й главы

КОМИССАР http://skeptimist.livejournal.com/370868.html
РЕЧЬ КОМИССАРА ИНКВИЗИЦИИ: ГЛАВНАЯ ВИНА ВЕДЬМ http://skeptimist.livejournal.com/378126.html

Перед постом выставлен рисунок автора
promo skeptimist august 30, 2015 12:32 6
Buy for 20 tokens
С 2012 по 2015 годы мне удалось издать 14 книг по современной мифологии. Разумеется, книги писались в разное время в течение примерно 20 лет. Просто издать их удалось позже. Так роман "Седьмая печать" писался более 10 лет и был закончен в 2005 году. А монографии "Мазепа" и "Батуринская резня"…