мифы Украины

КАРТЫ ТАРО (фрагмент из 2-й главы романа Андрея В. Ставицкого "СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ")



Беседуя в таверне города Вюрцбурга с Незнакомцем, Дольский коснулся вопроса, что его ждёт в будущем.


Погружённый в себя, Дольский почти не слышал шума в переполненном зале. Что-то иное поглощало его и несло куда-то. Туда, где звучали иные голоса.

«Учитель, как мне достичь цели кратчайшим путём?» – услышал вдруг Дольский чей-то вопрос. И где-то над ним кто-то ответил:
«Иди тем путём, который труднее всего. Бери то, что Мир отвергает. Не делай того, что Мир делает. Иди против Мира во всех путях его. И тогда ты дойдёшь до цели кратчайшим путём. Иди тесными вратами, потому как широки ворота и пространен путь, ведущие в погибель. Многие идут ими, потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их…
И пойдёшь ты Путём Света. И найдёшь всё, потребное для достижения…»

Голоса Неведомого снова стихли, и взгляд Дольского стал осмысленнее, то и дело останавливаясь на посетителях трактира. Приятное ощущение от выпитого и съеденного отливалось в тепло во всём теле. Но тревожные мысли о ближайшем будущем его не покидали.
«Что ждёт меня? Что подстерегает? И хватит ли сил на весь путь? Успокойся. Что можешь сейчас ты? Что знаешь? Заботиться о будущем свойственно невежеству. Завтра само позаботится о завтра».

– Ты знаешь, – спустя некоторое время снова заговорил Дольский, – пока тебя не было, одна цыганка на улице пыталась мне что-то нагадать по ладони. Ближайшее будущее. Но как-то весьма туманно.
– Что-то не совпало? – поинтересовался Незнакомец.

– Не то чтобы не совпало, но и в точности не упрекнёшь.
– А тебе нужна точность? – сказал со смехом, продолжая набивать рот, Незнакомец. – В гадании никто не может гарантировать точность. И, как будет сказано в одной книге, «будущее неизбежно, предопределено, но может не состояться, потому что в промежутках нас подстерегает Бог». Все науки о будущем – неточные науки. И хиромантия [1] в том числе.

– Разве можно назвать их наукой? – удивился Дольский.
– А почему нет? – возразил Незнакомец. – Знание, приведённое в систему, становится наукой. И в этом смысле они – наука. Можно сказать, что знание должно быть проверено опытом, но любой алхимик или хиромант, любой настоящий мистик скажет, что он опирается на опыт. К тому же вся современная наука строится на версиях, гипотезах, предположениях, которые можно обосновывать, но нельзя полностью доказать, используя все необходимые для правильного вывода компоненты. Ведь любая логика бессильна, когда в расчёт надо включать бесконечность. И это, между прочим, уже доказано математически. И дело не только в рисунке на ладони. Там всё работает. Каждый фрагмент не только отражает судьбу, но и символизирует что-то важное в отношениях человека с миром. Так сама ладонь воплощает вселенную. Весь мир. Пальцы рук символизируют определённые вещи: большой – землю, основу; указательный – развитие; средний – связан с водой. Он также ответственен за органы размножения и слива и не случайно ассоциируется с сексом. – Незнакомец сжал в кулак ладонь и вытянул вверх средний палец. – Не всё равно и какое положение занимают пальцы при изображении святых или в общении простых людей.

– И как это отражает будущее? – спросил Дольский, продолжая уминать содержимое тарелки. – По-моему, никак.
– Я вижу, будущее тревожит тебя, – улыбаясь, заметил Незнакомец. – Но есть способ помочь твоему горю.

Он быстро взмахнул левой рукой, и Дольский увидел внезапно возникшую в его ладони колоду карт.

– Смотри, это не простые карты. Это гадальные карты Таро, – Он откинулся на спинку стула, хитро посмотрев на Дольского. – Вообще, как и на чём только люди не гадают: по числам, семенам, воздуху, травам, по звукам из живота, кругам на воде, на винных ягодах, по дыму, огню, именам, звездам, теням, вину, пеплу, руке, форме пупка, внутренностям животных или людей и прочее.

Любые гадания церковью осуждаются, – продолжал с довольным видом рассказывать Незнакомец. – А самым безнравственным гаданием считается совершаемое без всяких средств, само по себе и благодаря, так сказать, незамедлительной помощи духов. Такое гадание определено и недвусмысленно запрещено в Книге Левит [2]. Оно практикуется двумя путями: внутренне, когда дух находится внутри колдуна, или наружно, когда он только вдохновляет его и подсказывает. В любом случае такое гадание является доказательством связи с дьяволом. И если люди не понимают злой сущности духов и не заключают с ними явных контрактов, это вовсе не смягчает их вину. И хотя сама Библия подобными предсказаниями просто переполнена, с церковью лучше не шутить.

Что касается гадания по картам, то тут отношение попроще, – продолжал говорить Незнакомец, рассматривая карты. – Церковь их не одобряет, но и явно не наказывает. А зря, потому что Таро, по мнению многих, является комбинацией алхимии, каббалы, астрологии и магии вместе взятых. Это – книга со смещающимися страницами, книга без начала и конца, читать которую можно самыми разными способами. Кто знаком с творчеством Вергилия и помнит, как гадала Энею кумская сивилла [3], знает, о чём я говорю. Другие утверждают, что Таро – это вариант «философской машины», и приписывают его авторство Раймонду Луллию [4]. Он же предложил схему философской машины в своём «Великом искусстве». С помощью такой машины можно было ставить любой вопрос и получать на него ответ.
Есть и такие, кто убеждён, что Таро по отношению к мистике и метафизике представляет собой то же, что система счисления по отношению к математике.

– А откуда они взялись в Европе? – спросил Дольский.

– По общему мнению, эти карты получили распространение в XIV веке у испанских цыган, сказал Незнакомец, откусывая от намазанного паштетом куска хлеба. – Но есть история и поинтересней. Рассказывают, что когда Египет был обречён погибнуть от нашествия персов, жрецы собрались, чтобы обсудить, как сохранить знание посвящённых. После длительного спора жрецы решили, что если они хотят, чтобы знание в любом случае не было утеряно и дошло до будущих поколений, его надо доверить не стоящей у истоков истины добродетели, а неистребимому в людях пороку. Так были изобретены карты. С тех пор они передают тайны Таро в неизменном виде из поколения в поколение.

В настоящее время в мире существует несколько вариантов карт Таро, но точной копией древнейшего Таро обычно считается Марсельское. Впрочем, это не принципиально. Кому-то больше нравятся варианты Папюса или Алистера Кроули [5]. Гадать можно по любой из них. В них четыре масти воплощают в себе уже упомянутые мною четыре основных начала. Это жезлы – трефы, чаши – черви, мечи – пики и диски или пентакли – бубны. Но кроме обычных карт, число которых равно пятидесяти шести, в Таро есть ещё двадцать две карты больших арканов, каждая со своим особым названием, находящиеся вне мастей. Вот они.

Незнакомец стал рассказывать о каждой показываемой им карте: что они означают и что предсказывают. Дольский внимательно слушал его, а затем вдруг спросил:
– А какая карта Таро главная?
– Не понял, – искренне удивился Незнакомец.
– В игральных картах главной картой является козырный туз. Так? А здесь?
– Ну, это смотря какие карты, – Незнакомец слегка задумался, отстраняясь от стола. – Вообще, видимо, так нельзя сказать, так как значение имеют не карты сами по себе, а их комбинации. Хотя, – Незнакомец усмехнулся, – среди игральных карт есть одна, только одна карта больших арканов, которая пришла в игральные из карт Таро. И она-то, несмотря на свою двойственность, в игре бьёт любую карту. Даже козырного туза.

– И что же это за карта?
– Вот она, – сказал Незнакомец, выдёргивая из колоды карту и разворачивая её. – Joker. Иначе говоря – Безумный или Дурак. Карта под номером 0. И многие знатоки утверждают, что именно в ней воплощён высший синтез и средоточие всего учения и всех доктрин Священной книги Тота [6], раскрывающее Великие арканы Таро. Хотя другие убеждены в обратном, считая, что эта карта означает полную никчёмность и максимальную глубину падения.

– И в чём же её двойственность?
– Посмотри, – Незнакомец положил на стол перед Дольским карту картинкой вверх, – на краю высокого обрыва стоит Путник. Но неясно: стоит ли он на вершине, венчающей его долгий путь, или на краю сулящей ему гибель бездны? Он смотрит вдаль, не обращая внимания на пропасть, то ли потому, что не замечает грозящей ему беды, то ли потому, что достиг такой силы, для которой никакой опасности уже быть не может. Он одет в лохмотья, и на голове его шутовской колпак, но шут он или маг и пророк – неясно. Ведь деяния мудреца и мага только тем и отличаются от деяний безумца, что в них нет привязанности. За спиной его мешок, из которого видны атрибуты Мага: меч, чаша и сикл [7]. Но он несёт их как ненужный хлам. То ли потому, что не понимает их важности и цены, то ли потому, что столько знает и может, что уже в них не нуждается. Так кто он – безумец, шут или совершенный Маг? Это и есть высшая точка противостояния и неопределённости для человеческого разума. Большей противоположности человек в принципе себе представить не может. Ведь истинный мудрец всегда кажется безумным для тех, кто привык мыслить здраво. Но его безумие совсем иного рода. Безумие просветлённого.

Вдруг взгляд Незнакомца словно улетел куда-то, и он добавил.
– Важно отметить, что число 0 – Зеро – в системе Таро есть точка соединения старших и младших арканов. Из точки зеро выходят четыре стихии, образуя видимый мир. Тот мир, который древние называли secunda materia. По четырнадцать карт в каждой стихии. Всего пятьдесят шесть – позволяют сложить все возможные комбинации жизни человека в младших арканах.

Ну что ж, посмотрим, что ждёт тебя, – сказал Незнакомец, тасуя карты. – Сейчас узнаем. Какой срок определим для гадания?
– Думаю, одного года хватит, – почти безразлично ответил Дольский.
– Далеко загадываешь, – улыбнулся Незнакомец, – год в теперешних условиях срок огромный. Тут бы одну ночь пережить. А она может вместить в себя годы.
– Ладно, – согласился Дольский. – Пусть будет так.

Незнакомец достал из кармана какую-то небольшую серебряную фигурку бегущего человека в крылатой шапочке и сандалиях и подержал её на цепочке в подвешенном состоянии над картами.
– Итак, будем говорить правду или нет? – тихо спросил он кого-то и удовлетворённо ответил. – Будем.
– А это зачем? – поинтересовался Дольский.
– Затем, что эти карты не каждому ещё скажут правду. Но тебе они, судя по всему, не соврут. Итак, приступим. – Засунув обратно в карман фигурку, Незнакомец снова перетасовал колоду. – Сейчас карты ответят тебе на три основных вопроса, которые мучают людей во все времена: Кто мы? Откуда? Куда идём?

Затем он протянул колоду Дольскому и сказал:
– Вытащи любую, и посмотрим, что выпадет тебе. Карты будут подсказывать тебе этой ночью и указывать Путь. Итак, смелее.
Дольский зацепил двумя пальцами одну из карт в середине колоды и потянул к себе.
– А теперь разверни, – приказал Незнакомец. – Сначала узнаем, кто ты есть.

Дольский развернул карту картинкой вверх и положил на стол рядом с колодой.
– Так. Император, – сказал удовлетворённо Незнакомец. – Неплохо. Совсем неплохо. Но посмотрим, что скажет тебе вторая карта.

Рядом с первой картой Дольский положил вторую. На карте была изображена нагая женщина на фоне звёздного неба. Незнакомец, взглянув на неё, заметил:
– Звезда. Неплохо. Звёзды к тебе благосклонны. Пока. Так пользуйся. Звезда в сочетании с Императором – это уже что-то. Должен признаться, я такого начала ещё не видел. Хотя было у одного когда-то… Да-да… Но там такое случилось, что… – Незнакомец, внезапно хмыкнув, запнулся. – Ладно. Продолжим.

Дольский снял третью карту.
– Эта карта скажет тебе о том, что было, – сказал ему Незнакомец. – Так, дама. Как же без неё. Дама треф. Жезлы. Ты знаешь, о ком я? Это любовь, но любовь, в которой между любящими стоит власть. Мелкая, суетная, но всё же власть. Власть, в основе которой вопрос: кто из них главный? Кто диктует? Кто большего от другого ждёт? Впрочем.
Незнакомец снял четвёртую карту и, положив её на стол, тяжело откинулся назад.

– Ага. Теперь всё ясно. Валет пик. Мечи. Неудовлетворённые желания отливаются в горящую тень. Сквозь неё надо пройти, или…
– И что это значит?
– Кто-то стоит на твоём пути.
– Охотник? – затаив дыхание, тихо спросил его Дольский.

– Нет, – Незнакомец презрительно засмеялся. – Ты посмотри, какой же это Охотник? – Он ткнул в карту указательным пальцем. – Я бы на его месте обиделся. Охотник – это сила, мощь, величина. Этот значительно мельче, но, правда, нагадить может, как большой.
Незнакомец, смеясь, снял пятую карту и положил её рядом с остальными.
– Так. Снова мечи. Девятка. Нехорошо. – Он слегка вздохнул. – Проблемы, проблемы. Но, впрочем, главное, что будет сейчас. Последняя карта, приготовься.
Дольский, невольно увлечённый действом, напрягся, когда Незнакомец медленно снял шестую карту и, увидев её, сам откинулся на спинку стула и в ожидании уставился на Незнакомца.

– Опять, Джокер! – удивлённо воскликнул тот. – Вот, значит, как. Этого и следовало ожидать.
– И что это значит?
– Божье дурачество, – сказал в хмурой задумчивости Незнакомец. – Божественное безумство. Но что за ним? Выбор открыт.
– Я ничего не понял.

– И это нормально, – попытался успокоить его Незнакомец. – Ничего. Потом поймёшь. А сейчас главное, что я понял.
Незнакомец опустил руку над столом, и Дольский увидел, как разложенные на скатерти карты влетели ему в ладонь. Кроме одной.
– Смотри, – Незнакомец засмеялся. – Даже здесь Джокер проявляет свой норов. Не хочет быть со всеми даже в магической колоде. Ну и ладно. Попробуем ещё раз.

Незнакомец снова протянул руку, и оставшаяся карта влетела в быстро сжавшуюся ладонь, но когда ладонь разжалась, на её внутренней поверхности карты уже не было, а вместо неё сидела удивительно красивая зелёная бабочка. Она помахивала крыльями, словно разминаясь, ползала по ладони, цепляясь тонкими лапками за кожу, но не хотела улетать.

– Посмотри, как она красива, – в восхищении сказал Незнакомец, медленно крутя кистью так, чтобы бабочка была всё время сверху. – Ты не находишь, что она чем-то напоминает маленькую фигурно вырезанную книгу?
И действительно, сходство было поразительным. Изображённые на её крыльях замысловатые узоры были чем-то похожи на какие-то древние рунические письмена. Но о чём они могли поведать?

«Возможно, если бы ты смог прочесть их, то понял бы всё в этом мире?» – подумал Дольский с тоской.
– Как красиво, – снова повторил Незнакомец. – Древние полагали, что бабочка – это чья-то душа. Не правда ли, что-то в этом есть. –
Он легко взмахнул рукой, и бабочка, взлетев, исчезла в воздухе, а затем внимательно посмотрел на Дольского и с сочувствием заметил:
– А ты всё пытаешься вспомнить. Недаром говорят: на небе знать – то же, что видеть, на земле – то же, что вспоминать.
– Нечто бьётся во мне, – ответил Дольский, – зовёт, кричит, некое смутное знание, но я не могу ни понять его, ни уловить.
Но Незнакомец промолчал. Лишь где-то над ними ветром пролетели чьи-то тревожные слова:

И ужас внезапный коснется лица,
Когда ты дождёшься Ответа…

– Но зачем знать будущее, если его избежать нельзя? – спросил Дольский.
– Избежать нельзя, – согласился Незнакомец, снова яростно принимаясь за еду, – но можно преодолеть. А чтобы преодолеть, надо знать. И, если это условие входит в Правила Бога, ты будешь знать.

Ссылки
1. Способ гадания, когда по рисунку образующихся складок на ладони определяют человеческую судьбу.
2. См.: Книгу Левит 19, 31.
3. Имеется в виду «Энеида» Вергилия.
4. Раймунд Луллий (1235-ок.1315) – великий испанский мистик.
5. Наиболее известные писатели-оккультисты XIX-XX вв.
6. Бог мудрости и письма в Древнем Египте; в герметической традиции ассоциируется с легендарным основателем герметических наук Гермесом Трисмегистом.
7. Сикл – золотая монета с равноконечным крестом в круге и царской короной на обратной стороне (один из обязательных атрибутов магического действа).

Предыдущие фрагменты романа Андрея В. Ставицкого «СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ»:

Обложка романа "Седьмая печать»" http://skeptimist.livejournal.com/235149.html
ПОСВЯЩЕНИЕ РОМАНУ «СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ»-1 http://skeptimist.livejournal.com/248742.html
ПОСВЯЩЕНИЕ РОМАНУ «СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ»-2 http://skeptimist.livejournal.com/248980.html
ПОСВЯЩЕНИЕ РОМАНУ «СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ»-3 http://skeptimist.livejournal.com/249298.html
ПОСВЯЩЕНИЕ РОМАНУ «СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ»-4 http://skeptimist.livejournal.com/249507.html
ПОСВЯЩЕНИЕ РОМАНУ «СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ»-5 http://skeptimist.livejournal.com/249602.html
ПОСВЯЩЕНИЕ РОМАНУ «СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ»-6 http://skeptimist.livejournal.com/249900.html
ПОСВЯЩЕНИЕ РОМАНУ «СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ»-7 http://skeptimist.livejournal.com/250345.html
ОПЕРАЦИЯ (фрагмент романа "Седьмая печать") http://skeptimist.livejournal.com/250372.html
ВЕСТНИК (фрагмент 1-й главы романа Седьмая печать") http://skeptimist.livejournal.com/259261.html
ЗОВ (фрагмент 1-й главы романа "СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ") http://skeptimist.livejournal.com/260332.html
АВАРИЯ (фрагмент 1-й главы романа Андрея В. Ставицкого "Седьмая печать") http://skeptimist.livejournal.com/269225.html
НАЧАЛО (фрагмент из 1-й главы романа Андрея В. Ставицкого "СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ") http://skeptimist.livejournal.com/270473.html
СВЕЧА (фрагмент 1-й главы романа Андрея В. Ставицкого "СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ) http://skeptimist.livejournal.com/275958.html
КНИГА-ПЕРЕВЁРТЫШ (фрагмент из 1-й главы романа Андрея В. Ставицкого "СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ") http://skeptimist.livejournal.com/272359.html
SELVA SUBTERRANEA (фрагмент 1-й главы романа Андрея В. Ставицкого "СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ") http://skeptimist.livejournal.com/276739.html
ПОЛЁТ (фрагмент 1-й главы романа Андрея В. Ставицкого "СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ") http://skeptimist.livejournal.com/284185.html
РОМАН "СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ": СТРУКТУРА КНИГИ http://skeptimist.livejournal.com/293305.html
ПРЕДСКАЗАНИЕ (фрагмент 2-й главы романа Андрея В. Ставицкого "СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ") http://skeptimist.livejournal.com/304553.html
ПЕРЕКРЁСТОК (фрагмент 2-й главы романа Андрея В. Ставицкого "СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ") http://skeptimist.livejournal.com/312872.html
ПИЩА БОГОВ (фрагмент 2-й главы романа Андрея В. Ставицкого "СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ") http://skeptimist.livejournal.com/318514.html
КАББАЛА (фрагмент 2-й главы романа Андрея В. Ставицкого "СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ")
http://skeptimist.livejournal.com/331583.html

Текст предваряет рисунок автора.


promo skeptimist august 30, 2015 12:32 6
Buy for 20 tokens
С 2012 по 2015 годы мне удалось издать 14 книг по современной мифологии. Разумеется, книги писались в разное время в течение примерно 20 лет. Просто издать их удалось позже. Так роман "Седьмая печать" писался более 10 лет и был закончен в 2005 году. А монографии "Мазепа" и "Батуринская резня"…