skeptimist (Блог Андрея В. Ставицкого) (skeptimist) wrote,
skeptimist (Блог Андрея В. Ставицкого)
skeptimist

Categories:

Церковь в Великой Отечественной войне: мифы, байки, лживые установки



Стараюсь не проходить мимо постов, где упоминается миф. А тут такое. 3 главных мифа про церковь в годы войны. Аж целая статья. Статью написал доктор исторических наук, профессор МГУ Дмитрий Володихин.

А вот и мифы собственной персоной.
Миф 1: Вклад Церкви в победу был ничтожно мал
Миф 2: Сталин тайно поддерживал Церковь и не дал ей погибнуть
Миф 3: Церковь поддержала советскую власть из страха

Само собой Д. Володихин успешно эти мифы развенчал. А иначе и не бывает. Скорее боксёрская груша выбросит навстречу молотящему её боксёру кулак, чем миф ответит такому развенчиванию.
Ну, или получится, как с Воландом и его представлением чёрной магии с её полным разоблачением.

Но миф работает иначе. И отвечает тоже по-другому.
Но вернёмся к перечню.
Итак каков был вклад церкви?
Не поверите: огромен.
Цитирую.

"В первый день войны Предстоятель Церкви митрополит Сергий (Страгородский) обратился к народу с воззванием: «Не первый раз русскому народу приходится выдерживать такие испытания. С Божией помощью он и на сей раз развеет в прах фашистскую вражескую силу… Вспомним святых вождей русского народа, например, Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и Родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов… Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг»".

Вот такое было обращение. В целом типичное. Но меня смутило в нём то, что "святые вожди русского народа" полагали "свои души за народ и Родину", а не жизни и тела. Да и были ли они святыми, когда правили Русью? Они - выдающие князья. Патриоты. Но не святые. И уж историк Д. Володихин, цитируя предстоятеля, должен был это знать.

Но вренёмся к вкладу. Что там ещё пожертвовала церковь? Только призывы и молитвы. Но разве этого мало? Тем более, что по одному из призывов советские люди собрали средства на целую танковую дивизию. Но какова в этих средствах доля церкви, Д. Володихин не упоминает.

Теперь про отношения сталина с церковью.
Опять цитата.
"Тов. Сталин терзал Церковь, как мог. Ему и в голову не приходило отозвать своих псов от измученного, обескровленного духовенства. Так было до войны".

Оставим эпитеты, которые вынуждают вспоминать про христианских мучеников и "печень Прометея", которую выклёвывал орёл. Но заметим, что историк не упоминает причины жесткой политики Советской власти по отношению к церкви, которая выступала на стороне её врагов, предавая Советскую власть анафеме и призывыая бороться с нею всеми средствами. К тому же у них была разная конкурирующая идеология, в которой церковь обещала своим верным адептам рай после смерти и на небе, а большевики заявляли, что построят рай при жизни и на земле.

Но с войной ситуация меняется. Для борьбы с нацистским ЕС нужно было использовать все средства. Многое в русской истории пересматривается. Изменяется и отношение к церкви.

"И вот он [Сталин] жалует Церкви разом очень многое: позволяет избрать патриарха (власти СССР долго препятствовали этому), возобновить работу части приходов, духовных семинарий и академий, приказывает освободить многих священников и архиереев, томившихся по тюрьмам и лагерям. Конечно, это был «царский» дар лишь по сравнению с тем жутким состоянием, в котором оказалась Церковь в результате недавнего разгрома. Но положение духовенства все же разом облегчилось.

Только вот изменения эти начались в последние месяцы 1943 года. Половина войны уже была за кормой, и Церковь провела ее безо всяких «льгот» со стороны власти...

Война сдвинула правящий круг большевиков во главе с их вождем с позиции непримиримого догматизма в сторону прагматического отношения к управлению государством. Мало оказалось коммунистической идеологии, чтобы удержать фронты и армии в состоянии чудовищного напряжения
".

С учётом своего предваряющего пояснения про разность идеологий, отмечу, что Советская власть прагматична была всегда. Не то, что наше нынешнее либеральное правительство, которое видит, что его либеральные установки убивают экономику, но продолжают тупо их реализовывать в ущерь самим себе. В противном случае Советская власть не меняла бы несколько раз свою политику, включая НЭП, порой прямо идя против своих же собственных установок. В этом смысле про "непримиримый догматизм" - перебор. Скорее его мы наблюдаем у церкви. И сохранялся он столетия.

Ну и третье утверждение про мотивы церкви бороться против гитлеровцев.
"Со этим мифом сложнее: и правда ведь, чудовищная свирепость, проявленная руководством СССР к Церкви в 1930-е годы, многих напугала, а кого-то навсегда отвела и от Церкви, и от веры.

Но можно ли твердую позицию Церкви в военные годы объяснить одним лишь страхом? Вот уж вряд ли!
Да ничего тут не придумаешь, кроме самого простого объяснения: этими людьми [священниками] руководили совесть, вера и духовный долг. Они действительно оставались со своим народом в глубочайшей бездне бедствий, не глядя на то, какая нынче власть на дворе…
".

Вот такой ответ. Не буду спорить. Только напомню, что зарубежная русская православная церковь поддерживала нацистов, рассматривая большевиков как бесов. И так думали и писатель Бунин и философ Ильин. И об этом вспоминать церковь не любит. А зря.

Ну и напоследок, чтобы оценили научный уровеь данной статьи и полное отсутствие церковного мракобесия, процитирую её заключительные строки.

"Священники и архиереи, помнившие войну, рассказывали о том, что в ту пору случилось много чудесного. Это ободряло их и подтверждало правильность сделанного ими выбора.

Так, протоиерей Николай Агафонов повествует об одном происшествии в биографии будущего патриарха Пимена, который в годы войны был еще в сане иеромонаха. Когда Германия напала на СССР, иеромонах Пимен отбывал ссылку в Средней Азии, а уже в августе 1941 года его призвали в армию. Служил пехотинцем 702-го стрелкового полка. Однажды его полк ­«…попал в окружение и в такое кольцо огня, что люди были обречены. В полку знали, что среди солдат есть иеромонах, и, не боясь уже ничего, кроме смерти, бухнулись ему в ноги: “Батя, молись. Куда нам идти?”

У иеромонаха Пимена была потаенно запрятанная икона Божией Матери, и теперь под огнем фашистов он слезно молился пред Ней. И сжалилась Пречистая над гибнущим воинством — все увидели, как ожила вдруг икона, и Божия Матерь протянула руку, указав путь на прорыв. Полк спасся…»
Тут вся суть войны отразилась, тут и добавить-то нечего
".

Что на это сказать в качестве выводов?
Интересно.
Местами забавно, хотя тема драматическая.
Поясню.

1) Д. Володихин - хороший историк. Сотрудник МГУ. Доктор наук. Большой борец против "новой хронологии" Фоменко и Носовского. Но про мифы знает на уровне обывателя. Однако с историками это бывает. Не их предмет исследования, а ввернуть ходовое словечко хочется.

2) В действительности миф - в образно-символической форме отражённая реальность (смотрим А.Ф. Лосева или хотя бы А.М. Лобка), истина которого не в буквальном понимании, а символическом. И свойствен он всем людям и культурам без исключения. Миф есть матрица культуры. Её первая универсалия. А не то, что вы посчитаете враньём.

3) То, что Володихин представляет как миф, не более чем ложные утверждения. Статус мифа им не положен. А про иеромонаха Пимена позабавило: "все увидели, как ожила вдруг икона, и Божия Матерь протянула руку, указав путь на прорыв. Полк спасся…".
Слыхал я разные байки. Эта - самая крутая.
В этом смысле христианское мракобесие ничем не лучше атеистического.
Tags: Великая Отечественная война, культура, мифоистория, мифы России, мифы СССР, наука, современный миф
Subscribe
promo skeptimist август 30, 2015 12:32 6
Buy for 20 tokens
С 2012 по 2015 годы мне удалось издать 14 книг по современной мифологии. Разумеется, книги писались в разное время в течение примерно 20 лет. Просто издать их удалось позже. Так роман "Седьмая печать" писался более 10 лет и был закончен в 2005 году. А монографии "Мазепа" и "Батуринская резня"…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments