skeptimist (Блог Андрея В. Ставицкого) (skeptimist) wrote,
skeptimist (Блог Андрея В. Ставицкого)
skeptimist

Category:

Почему в русском обществе не любили казаков?


Мария Спиридонова в 1906 году

Александр Майсурян напомнил, почему в России начала ХХ в. не любили казаков. А их не любили. Особенно революционеры. И напомнил о судьбе Марии Спиридоновой. А эта история интересна не только отношением к казакам. Но и важна для понимания мотивов шедших в революцию людей, которых у нас привычно подают как циничных негодяев.

Почему же революционеры так не любили казаков? Расказачивание, ироды, устроили... Ах, жестокие большевицкие злодеи! Но, возможно, пара эпизодов из биографии Марии Спиридоновой (чей день рождения — 28 октября) поможет найти ответ на этот вопрос.
Мария Спиридонова — «самая популярная и влиятельная женщина России» в начале 1918 года, по оценке Джона Рида. Одна из вождей Октября 1917 года, лидер партии левых эсеров. Но известной всей России она стала гораздо раньше, в 1906 году, когда, будучи ещё гимназисткой, стреляла в крупного тамбовского чиновника, Гавриила Луженовского. Позднее, на суде, она объясняла свой поступок так: «Я взялась за выполнение приговора, потому что сердце рвалось от боли, стыдно и тяжко было жить, слыша, что происходит в деревнях по воле Луженовского, который был воплощением зла, произвола, насилия. А когда мне пришлось встретиться с мужиками, сошедшими с ума от истязаний, когда увидела безумную старуху-мать, у которой пятнадцатилетняя красавица-дочь бросилась в прорубь после казацких «ласк», то никакая перспектива страшнейших мучений не могла бы остановить меня от выполнения задуманного». Обратим внимание: ни о каком юридическом наказании за казацкие «ласки», повлекшие к тому же самоубийство юной девушки, тогда не могло быть и речи.


Оппозиционные журналы в 1906 году посвящали Спиридоновой целые полосы

Пойдём дальше: после выстрелов сама Мария оказалась в руках тех самых казаков и офицеров, столь любвеобильных и щедрых на «ласки» к юным девушкам. Что после этого произошло? Сама Мария описывала это так: «Они велели раздеть меня донага и не велели топить мёрзлую и без того камеру. Раздетую, страшно ругаясь, они били нагайками (Жданов) и говорили: «Ну, барышня (ругань), скажи зажигательную речь!» Один глаз ничего не видел, и правая часть лица была страшно разбита. Они нажимали на неё и лукаво спрашивали: «Больно, дорогая? Ну, скажи, кто твои товарищи?»... Выдёргивали по одному волосу из головы и спрашивали, где другие революционеры. Тушили горящую папиросу о тело и говорили: "Кричи же, сволочь!" В целях заставить кричать давили ступни "изящных" — так они называли — ног сапогами, как в тисках, и гремели: "Кричи!" (ругань). — "У нас целые сёла коровами ревут, а эта маленькая девчонка ни разу не крикнула ни на вокзале, ни здесь. Нет, ты закричишь, мы насладимся твоими мучениями, мы на ночь отдадим тебя казакам..." "Нет, — говорил [подъесаул] Аврамов, — сначала мы, а потом казакам..." И грубое объятие сопровождалось приказом: "Кричи". Я ни разу, за время битья на вокзале и потом в полиции, не крикнула». Потом экстренном поезде в Тамбов: «Офицер ушёл со мной во 2-й класс. Он пьян и ласков, руки обнимают меня, расстёгивают, пьяные губы шепчут гадко: «Какая атласная грудь, какое изящное тело..." Сильным размахом сапога он ударяет мне в сжатые ноги, чтобы обессилить их; зову пристава, он спит...»
Однако в данном случае офицеров и казаков подвело привычное чувство безнаказанности и обманчивое ощущение беззащитности и беспомощности их пленницы. Они просто не понимали, с чем они столкнулись. И дело было даже не в том, что против издевательств над дворянкой-гимназисткой возмутилась вся читающая публика России — ведь это же была не какая-нибудь необразованная крестьянка из села, с которой казаки могли делать, что им заблагорассудится... Дело ещё и в том, что за юной эсеркой стояла целая революционная партия. 11 апреля революционерами был убит Аврамов, Жданов после этого переживал и писал что-то вроде покаяния, но 6 мая был убит и он...
Может быть, эта маленькая, почти бытовая история помогла кому-то понять не самое доброжелательное отношение большевиков, да и других революционеров, к казакам после 1917 года? Ну, а если нет — так нет.

Источник
Tags: мифоистория, мифы России, мифы СССР, современный миф
Subscribe
promo skeptimist august 30, 2015 12:32 6
Buy for 20 tokens
С 2012 по 2015 годы мне удалось издать 14 книг по современной мифологии. Разумеется, книги писались в разное время в течение примерно 20 лет. Просто издать их удалось позже. Так роман "Седьмая печать" писался более 10 лет и был закончен в 2005 году. А монографии "Мазепа" и "Батуринская резня"…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments