мифоистория

КУЛЬТ ГЕТМАНА МАЗЕПЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПЕРЕКОДИРОВКИ СОЗНАНИЯ

(Серия «Мифы Украины: Мазепа»)

 

В ходе пересмотра общих подходов к истории в духе господствующего сейчас укроцентризма историю Мазепы мазепинцы предлагают воспринимать, как внутреннее дело Украины. Иначе говоря: наша история - что хотим, то с ней и делаем.

 



Только на каком основании они расписываются за всех? Да и история – не колбаса, не батон хлеба, не частное имущество. Её нельзя разделить. Она общая. И сделать это в условиях открытого информационного пространства практически невозможно. Значит, придётся разбираться со всеми, кого она касается. Разбираться честно, открыто, профессионально.

 

Однако, по мнению «провидныка» Киевской городской организации ОУН Богдана Червака, ««украинская правда», к сожалению, до сих пор четко не артикулирована и не осознана значительным большинством украинцев» [1]. В том смысле, что не хотят граждане Украины понять, что новое видение Мазепы – в их интересах. Не хотят участвовать в «перетруске истории» [2], несмотря на Указ президента Украины «В ознаменование 300-летия событий, связанных с военно-политическим выступлением гетмана Украины Ивана Мазепы и заключением украинско-шведского союза» (№ 955/2007 от 9 октября 2007 г.) и прочие символически означенные мероприятия. А после политического фиаско В. А. Ющенко – тем более.

 

И вполне возможно, что одной из причин неуклонного падения популярности «всенародно избранного» в 2004 году «оранжевого» президента было именно культивирование Мазепы. Так «мёртвые держат живых»  и тянут их за собой, лишая будущего. Но не все живые об этом знают. Даже президенты. К сожалению. Несмотря на повторяющиеся уроки.

 

При этом следует отметить, что многие из т. н. «профессиональных украинцев», борясь за непорочное имя гетмана, на самом деле руководствуются не задачей добиться исторической справедливости, а совсем иной установкой, для достижения которой культ Мазепы - всего лишь средство, эффективный политический инструмент.

 

Об этом Богдан Червак пишет довольно открыто, утверждая, что в основе культа гетмана лежит «намерение познать и осмыслить прошлое нации в целях осовременивания украинского взгляда на те страницы отечественной истории, которые имеют прямое отношение к формированию национальной идентичности» [3].

 

Иначе говоря, культ Мазепы работает на новую украинскую идентичность, которую т. н. «украинская» т. н. «элита» формирует у народа под свой «евровыбор», смысл которого под видом присоединения к европейскому проекту превратить Украину в страну-ресурс, и в таком виде управлять её утилизацией.

 

Ясно, что для этого обелить гетмана недостаточно. Нужно «метить» Мазепой памятные места, как делал это В. А. Ющенко, инициируя установление памятников гетману, отстраивая Батурин и переименовывая улицы [4]. Надо писать в честь его песни, баллады, симфонии. Сочинять и разучивать для детских и школьных утренников стихи и речёвки в духе «Мазепа вперёд нас ведёт», «Мазепа вечно живой» или «Именем Мазепы преображается страна». Ставить спектакли, балетные постановки, оперетты, мюзиклы, рок-оперы в духе «Мазепа Superstar». Проводить концерты. Организовывать фестивали и т. п. 

 

Исследуя данную проблему, полтавский писатель В. Шестаков поставил вопрос о ползучей «мазепизации» Украины. Благодаря ей, «исторический труп Мазепы» был вырыт из «навоза» истории, как топор войны [5], чтобы быть использованным в операции по изменению общественного сознания. Причём, процесс этот был запущен ещё в 1991 году при Л. М. Кравчуке, когда «мазепинская гадина заползла в школу», а преданный анафеме за церковный раскол «гражданин Денисенко в Софийском соборе отправил «панихиду» по Мазепе и заявил о снятии анафемы.

 

При этом он напомнил, что «московская Церковь» накладывает анафемы, а «украинская» снимает их со своих героев». Подводя итог, В. Шестаков отметил, что «земля украинская унавожена мазепинством, и как знать, сколько еще иуд взойдут на такой почве?» [6].

 

Итак, под ударом развернувших свой проект «мазепинцев» - сознание молодого поколения Украины. Тех, кто учится в школах и вузах, а через десять-пятнадцать лет будет решать судьбу страны. Значит, «от мировоззрения молодежи зависит… то, каким окажется будущее страны»  [7]. А поскольку «сейчас этот бренд «раскручивается» не как исследование специфической исторической личности, а в противовес России» [8], можно с уверенностью сказать, что одной из главных задач культа Мазепы является содействие расколу русской цивилизации.

 

Понятно, что разрыв культурных и исторических связей в условиях формирующегося нового мирового порядка позволяет с помощью таких проектов перенаправить энергию распада на взаимное ослабление отделившихся друг от друга политически и культурно  осколков Руси, дабы взять их под контроль по отдельности. Следовательно, проект культивирования Мазепы и борьба за связанное с ним историческое прошлое направлены против Руси как исторического и культурного явления. И уже в силу этого ему следует всеми мерами противодействовать.

 

Однако, пытаясь доказать свою правоту перед лицом истории, «мазепинцы» словно вопрошают своих оппонентов: «Почему вы не хотите понять предателя, ведь он тоже человек. И кто в наш век не предаёт? Только глупцы». А прошедшие годы украинской независимости показывают, что они не так уж далеки от истины. Особенно, когда речь идёт об экономике и политике.

 

Не случайно в своё время спикер Верховной рады В. М. Литвин назвал главными приёмами наших политиков  «хапок» и кидок». В результате предательство начинает выступать не как осуждаемый людьми порок, а как показатель ума. Умнее и успешнее тот, кто предал первым или первым на конкурента донёс. Разве мы не хотим быть успешными? Или предпочитаем, чтобы нас называли глупцами и неудачниками? И чего возмущаться, если все так делают? Так будь умным. Будь успешным. Будь победителем.  Будь, в конце концов, украинцем.  Окажи услугу Украине: прими в своё сердца Мазепу, дабы он в твоём сердце смог всё изменить.

 

Что на это сказать? Наверное, для кого-то подобные аргументы выглядят убедительными. Тем более, что в наше мультикультурное время трудно и нельзя что-то кому-то навязывать. Ведь у каждого есть выбор и право на него.

 

Но при осознанном выборе следует помнить, что, благодаря риторике «мазепинцев», слова «украинец» и «мазепинец» начинают нести схожий смысл. Хотя в действительности это не так. Точнее, очень хотелось бы, чтобы это было не так. В противном случае рискнём предположить, что победы над русской Украиной «мазепинцы» добьются такой ценой, которая поставит под вопрос существование самой Украины.

 

Что касается используемой технологии, в основе её довольно простой принцип: чтобы Мазепу принять, сначала нужно к нему привыкнуть. Ведь привычное не кажется бесчестным. Потом начнём величать предательство подвигом, чтобы оно стало образцом, моделью, стандартом поведения элиты. Чтобы люди считали, что Мазепа с ними, Мазепа среди них.

 

Для этого, разумеется, нужна грамотная раскрутка, целью которой станет политический бренд гетмана и связанные  с ним конкурсы, гранты, праздники, фестивали. Успешный внедрённый бренд Мазепы будет означать победу технологии перекодировки сознания, которая будет оправдывать актуальный ныне коллаборационизм.

 

Удастся ли «мазепинцам» навязать народу Украины психологию и культ Мазепы, убедив его в том, что он – настоящий наследник гетмана? Покажет время.

 

Библиография и примечания               

1. ««українська правда», на жаль, ще й досі чітко не артикульована й не усвідомлена значною більшістю українців» (укр.) [Червак Б. Про Полтавську трагедію, Батуринську різанину  та Конотопський тріумф [Электронный ресурс]  / Б. Червак. – Режим доступа: http://www.uvkr.com.ua/ua/analytics/poltava_baturyn_konotop.html]

2. Маначинский А. Мазепа и Ющенко против Петра I  [Электронный ресурс]  / А. Маначинский. – Режим доступа: http://vpk-news.ru/articles/3709

3. «намір пізнати та осмислити минуле нації з метою осучаснення українського погляду на ті сторінки вітчизняної історії, які мають пряме відношення до формування національної ідентичності» (укр.)

4. В июле 2010 года Киевский городской совет переименовал часть улицы Ивана Мазепы, где находится Киево-Печерская лавра в улицу Лаврскую. За это решение на сессии горсовета проголосовали 64 депутата. Переименована часть улицы И. Мазепы от Арсенальной площади до пл. Героев Великой Отечественной войны.

5. Шестаков В. Прививка Мазепой, или как нам навязывали предателя [Электронный ресурс] / В. Шестаков. – Режим доступа:   http://rusedin.ru/2009/12/15/privivka-mazepoy-ili-kak-nam-navyazyivali-predatelya/

6. Там же.

7. Козельская  А. Личность гетмана Мазепы как феномен мифотворчества [Электронный ресурс] / Анна Козельская. – Режим доступа: http://vostok.r-u.org.ua/news/3100-news.html

8. Там же.



promo skeptimist август 30, 2015 12:32 6
Buy for 20 tokens
С 2012 по 2015 годы мне удалось издать 14 книг по современной мифологии. Разумеется, книги писались в разное время в течение примерно 20 лет. Просто издать их удалось позже. Так роман "Седьмая печать" писался более 10 лет и был закончен в 2005 году. А монографии "Мазепа" и "Батуринская резня"…