мифоистория

Суды над животными



Историк Сергей Цветков порадовал информацией о судах над животными в истории, которыми в древности люди забавлялись совсем по-взрослому. Причём, это были не суды Линча, а дотошно продуманная и прописанная система.

Однако, почему?
Удивительно, но человеческая цивилизация вплоть до недавнего (по историческим меркам) времени считала животных разумными и сознательными существами, ответственными за свои поступки. Античный мир признавал юридическое равноправие животного мира до такой степени, что не преследовал за скотоложество, а мифы многих народов рассказывали о браках богов с животными. В рамках античного права считалось также возможным преследовать братьев меньших в судебном порядке.

Так, по законам зороастризма укусившая человека собака лишалась правого уха, за повторный укус — левого; особо непонятливым отрубали хвост, две лапы (по очереди) и, наконец, лишали жизни. По законам Моисея бык, забодавший человека, побивался камнями. Греческие законы Дракона и Солона требовали казнить животное, причинившее смерть человеку. В Риме царь Нума Помпилий установил предавать казни как того, кто нарушил межу, так и тех быков, которыми производилась вспашка.

В средние века в христианских странах судебное преследование животных покоилось в том числе и на каноническом праве, которое рассматривало преступление как деяние, оскорбляющее Бога и созданный им мир.



Судебная практика средневековья установила различную подсудность для животных — домашних, приручаемых (собаки, лошади и др.) и тех, которые «не поддаются власти человека» (насекомые, мыши и проч.). Первые подлежали суду светскому, вторые — церковному. К компетенции духовных судов главным образом относились те случаи, когда животное являлось источником общественных бедствий (например, истребление посевов). Животных, подвергшихся церковному суду, можно считать везунчиками — наказания в этом случае носили в большинстве случаев не материальный характер: на виновных налагалось церковное проклятие (анафема), после чего им повелевалось оставить данную местность.

В 1522-1530 годах мыши до того размножились в епископстве Отенском, что их набеги на поля стали грозить местным крестьянам неурожаем и голодом. Не сумев избавиться от этих грызунов обычными средствами, крестьяне обратились с просьбой в церковный суд, чтобы он совершил выселение мышей. Мыши были приглашены явиться. Первая неявка была обращена против них, и обвинитель потребовал приступить к окончательному решению. Адвокат мышей в числе причин отсрочки вердикта сослался на то, что не все его подзащитные (мыши) получили уведомление о вызове в суд вследствие большого ареала их распространения. Этим доводом он добился второго оповещения, которое было сделано с кафедры каждого церковного прихода. После второй неявки мышей приговор суда состоял всего-навсего из их проклятия и отлучения от церкви.

В царствование Франциска I во Франции церковный суд местечка Компьен 9 июня 1566 года постановил: «Выслушав стороны и признавая справедливою жалобу жителей, предлагаем гусеницам удалиться в течение шести дней, в случае же неисполнения сего объявляем их проклятыми и отлучёнными от церкви».

Светские же суды карали со всей суровостью тогдашнего правосудия. Например, в 1313 году во Франции, в местечке Моази-Ле-Тампля, разъярённый бык, вырвавшийся из стойла, ударил рогами случайного прохожего, который погиб на месте. Граф Карл де-Валуа издал повеление об аресте быка и производстве над ним суда. Чиновник графа, проведя следствие (осмотрев место происшествия, тело погибшего, собрав свидетельства очевидцев), приговорил быка к повешению. Казнь была исполнена на месте убийства.

В 1497 году свинья, «которая съела подбородок одного дитяти» в городе Шароне, была приговорена судом к смерти, «чтобы мясо ее было рассечено на куски и брошено собакам».

Любопытно, что процессы над животными отличались строгим исполнением процессуальных норм, предусмотренных для людей: животное, причинившее смерть человеку, подвергалось аресту в тюрьме того города, где производился суд; допрашивались свидетели, в речах защитников и прокуроров подробно взвешивались все доводы «за» и «против» обвинения, прокурор составлял обвинительный акт, который выслушивался в назначенный день, и затем суд произносил приговор о виновности и наказании. Иногда животных «допрашивали» с применением пытки; крики, издаваемые ими, принималось за признание. Суд часто мотивировал свои приговоры: так, в 1474 г. в городе Базеле, был приговорен к сожжению петух за то, что он «снес яйцо» и таким образом, вошел в союз с дьяволом. Во время казни животных иногда одевали в человеческое платье. Распространенными видами наказаний были: смертная казнь, повешение за задние ноги, иногда даже казнь квалифицированная, соединенная с предшествующим изувечением. На животных распространялось и право помилования. Так, Филипп Бургундский помиловал стадо свиней, осужденных на смертную казнь за то, что три свиньи из этого стада съели подпаска.

Случались и оправдательные приговоры — спасибо защите. В деле 1587 года против червей, опустошивших виноградники, защита обжаловала приговор на том основании, что местность, в которую предписывали приговором удалиться виновным, была совершенно бесплодна и т. д.

Процессы такого рода были обычным делом в XV-XVII веках. Случались они и позже. Так, во Франции последний пример, процесс против крыс и мышей, состоялся в 1710 году в нынешнем департаменте Code d'Or. В Славонии казнили свинью еще в 1864 году. Суд штата Техас в 1990 году вынес смертный приговор собаке по кличке Маркус за неоднократные нападения на людей.

Россия, как и подобает "неизлечимо варварской стране", убивала нашкодивших животных без суда и следствия. В памятниках древнерусского права не встречается примеров суда над животными — ни в духовных, ни в светских судах. Известен случай во времена правления государя Михаила Федоровича, когда была казнена забежавшая в церковь обезьяна, нарушившая чинность богослужения. Впрочем, для этого оказалось достаточно прямого указания патриарха. Адольф Лизек, секретарь посольства в Москву императора Леопольда в 1675 году, сообщает о суде и ссылке в Сибирь козла, сбросившего с лестницы сына одного боярина; впрочем, рассказ этот не пользуется доверием у историков.

Прочитав всё это, не спешите смеяться над предками. Лучше вспомните, сколько раз был наказан за провинности ваш домашний питомец.
------------------------------------------
Использованы материалы:
Артемов В. Суды над животными.
Рагулина А.В., Спасенников Б.А.. Человек (физическое лицо) как субъект преступления.
Таганцев Н.С. Уголовное право (Общая часть). Часть 1. Животное как виновник преступного деяния.

Источник
promo skeptimist august 30, 2015 12:32 6
Buy for 20 tokens
С 2012 по 2015 годы мне удалось издать 14 книг по современной мифологии. Разумеется, книги писались в разное время в течение примерно 20 лет. Просто издать их удалось позже. Так роман "Седьмая печать" писался более 10 лет и был закончен в 2005 году. А монографии "Мазепа" и "Батуринская резня"…
В Штатах слониху повесили. XX век, фото есть в Сети.