мифоистория

Луганские учёные о мифе и мифоистории



Когда смотрел материалы поездки в Луганск, включая участие в передаче "Голос Республики", обнаружил несколько более ранних передач с участием луганских учёных и преподавателей, которых я видел на Форуме.
Интересные люди и в целом мне очень симпатичные.

Среди них особо выделю доктора философских наук, профессора Далевского университета, директора Института философии и социально-политических наук Владимира Шелюто, чей низкий голос звучал как фанфары на круглом столе Форума, а также преподавателя луганского педуниверситета им. Шевченки Константина Кучера (он вёл дискуссионную площадку, в которой принимал участие я) и доцента Далевского университета, а также блогера yadocent Юлия Федоровского.

В передаче ниже они с толком и расстановкой рассказывают об украинской исторической мифологии, начиная с мифа боя под Крутами, 100-летие которого укры отметили в прошлом 2018-м году. И в целом, если речь идёт о конкретных украинских мифах и их оценке, я соглашусь с ними безоговорочно.

Особенно можно заслушаться прекрасного оратора В. Шелюто. Однако уважаемый профессор оказался совсем несведущ в современных трактовках мифа, которые в продолжение традиции, идущей ещё от Бердяева, Лосева, Юнга, Кассирера, Элиаде, Хюбнера и Леви-Строса, рассматривают миф не как инструмент лжи и обмана, о чём писали ещё Платон с Гесиодом и первые исследователи древних мифов, наивно полагавшие, что современный миф человеком разумным успешно преодолён, но как универсалию культуры, о которой, если брать мифологию в целом, вообще некорректно рассуждать в категориях правды и лжи, т.к. это совсем о другом.

Некоторые такие учёные даже ввели термин "постмифологическое сознание". И оно успешно работает, пока человек говорит о чём-то отстранённом, чужом, отторгаемом, как здесь. Но стоит ему затронуть своё, пропущенное через себя и наболевшее, как тут же начинается своя мифология, воспринимаемая как самая что ни на есть реальность. И ни один профессор в мире не смог этого избежать, несмотря на своё образование, потому что он сначала не профессор, а человек. По этому поводу К. Поппер заявлял: "Наука погрешима, ибо есть дело рук человеческих". И в данном случае был прав. Так что подобные этим рассуждения можно смело вписать в научные мифы про мифы, являющиеся следствием упрощения мифа, его непонимания и пренебрежительного к нему отношения со стороны не знающих онтологии мифа и процесса мифотворчества учёных. Отсюда и снисходительный сарказм. Однако слушать интересно.



Любопытно, что сам В. Шелюто признаётся, что человечеству очень сложно избавляться от мифологий (27-й минута). Однако причину этого выводит не из самого человека, его культурной, антропологической сути, а из манипуляций власти и необразованности. Подчеркну: я не отрицаю манипуляций власти, в результате чего возникают мифологемы типа тоталитаризм или демократия. Но это всего лишь одна из семи базовых причин неизбежного мифотворчества на всех уровнях существования социума.

Однако если вы не знаете и не понимаете других причин, то как можете понять явление в целом?
Проблема.
И получается как с Тарасом Шевченко.
С одной стороны все понимают, что Шевченко - нациотворческий поэт Украины, отразивший в поэтической форме польско-украинскую ненависть к русским, и по сути "крёстный отец" украинского национализма, а с другой - его имя носит один из ведущих университетов Луганска, одного из центров формирования будущей Новороссии. И никто ничего менять здесь не будет.
promo skeptimist august 30, 2015 12:32 6
Buy for 20 tokens
С 2012 по 2015 годы мне удалось издать 14 книг по современной мифологии. Разумеется, книги писались в разное время в течение примерно 20 лет. Просто издать их удалось позже. Так роман "Седьмая печать" писался более 10 лет и был закончен в 2005 году. А монографии "Мазепа" и "Батуринская резня"…