skeptimist (Блог Андрея В. Ставицкого) (skeptimist) wrote,
skeptimist (Блог Андрея В. Ставицкого)
skeptimist

Category:

Будни вузовского преподавателя: ничего себе неделька



Есть такой анекдот: ведут еврея на расстрел. Он спрашивает конвойного:
- А какой сегодня день?
- 26 марта.
- А день недели?
- Понедельник.
- Ничего себе неделька начинается.

Всю неделю я вспоминал этот анекдот, выходя на работу.
Эта неделя у меня, правда, началась с воскресенья, перейдя с 5-часовой рабочей субботы на воскресенье, потому что весенние каникулы для желающих поступить на кафедру истории школьников означают ежедневные занятия по три часа, которые я веду. Но других лекций - уже для студентов - никто не отменял.

В результате за неделю от воскресенья до понедельника у меня набежал 41 час лекций.
Это мой личный рекорд за всю мою многолетнюю практику.
Не считая участия с двумя докладами в конференции.

Помнится, когда я начинал работать в школе, там ставка учителя была 18 часов в неделю. Начинать было трудно. И когда я проводил 8 уроков за день, аж голова кружилась.
Но что такое стандартный урок?
Это 45 минут от звонка до звонка, из которых 15-25 минут уходит на опрос прошлой темы, а остальное время - изложение и закрепление новой.
При этом уроки повторяются, если классов в параллели несколько. Их может быть от 2 до 5-7 классов.
Итого учитель готовит не столько уроков, сколько проводит за день, а 1-2 с учётом того, что, собственно новый материал составит примерно 20-30 минут.

А чтобы провести лекцию, нужен совсем иной уровень подготовки. И лекции практически за год не повторяются. Поэтому, если у меня две пары лекций, то это 4 часа речи по конкретной теме, где я буду разбирать различные детали, проводить исторические аналогии с другими странами и эпохами, ссылаться на авторов, которые написали по данной теме монографии и статьи с упором на самые последние. И так каждый день.
Это я к тому, что читать каждый день по несколько пар лекций, это не только большая горловая нагрузка, но и долгая и тщательная подготовка лектора, на которую уходят годы.
Ведь дети - не подготовленные студенты-историки.

А ещё ведь есть научная работа. Написание статей, тезисов докладов, методичек и монографий.
Да и многим историкам нужно для этого регулярно работать в архиве.

Ну, вот, вроде, кратенько объяснил специфику преподавания в вузе и его отличия от школы.
Но учитывается ли это сейчас в вузе?
Вообще никак.

И эта аудиторская нагрузка выросла в несколько раз в вузе за последние лет 10.
Думаю, что это общая тенденция по стране.
А даже не представляю, как её изменить.
Но ведь в этом проявляется общее отношение к высшей школе, к науке, к преподавателям тогда, когда знания определяют конкурентоспособность страны.

Печально.

Tags: Большая игра против России, наука, образование
Subscribe
promo skeptimist august 30, 2015 12:32 6
Buy for 20 tokens
С 2012 по 2015 годы мне удалось издать 14 книг по современной мифологии. Разумеется, книги писались в разное время в течение примерно 20 лет. Просто издать их удалось позже. Так роман "Седьмая печать" писался более 10 лет и был закончен в 2005 году. А монографии "Мазепа" и "Батуринская резня"…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments