skeptimist (Блог Андрея В. Ставицкого) (skeptimist) wrote,
skeptimist (Блог Андрея В. Ставицкого)
skeptimist

Не наш "Хэллоуин"

Хэ

Хороший ответ прозвучал у блогера "voxpop_66" на вопрос "Почему я не праздную Хэллоуин"

Действительно, а смысл? Хотя карнавалы я люблю. Но не такие. И не под нечисть. Тем более, что вся Америка с Западной Европой в придачу потихоньку превращается в один сплошной Хэллоуин...

Однако что он пишет?
Когда меня иногда спрашивают, почему я не праздную Хэллоуин, почему не чествую жену и девушек на работе полиграфической продукцией в духе "а ля валентин", я отвечаю, что точно так же в моей семье (!) не принято отмечать монгольский "Цагаан сар" или еще более крутой "Эрийн гурван наадам". Мы не замарачиваемся по поводу встречи еврейского Йом Кипура (не смотря даже на то, что во мне на минуточку течет часть дедушкиной и бабушкиной крови обетованной), не делаем праздничных заготовок к таджикскому "Eid-i-zaboni davlatii Jumhurii Tojikiston", не водим грустных хороводов по поводу филлипинского "Araw ng Kabayanihan ni Ninoy Aquino"...
Мне говорят что упомянутые праздники "позитивные" и веселые, но ведь и эфиопский Энкуташ - не менее веселый - с кострами, пивом и тушеным мясом, а мадагаскарские "Фисемана" и "Фамадихана" - так вообще просто отпад!

Я не ханжа и не призываю отмечать лишь "День Единства" или Пасху, но приходить в восторг, граничащий с экстазом от одетой на голову тыквы, или ходьбы по улицам в маске покойника, пардон, тоже как то не очень хочется. Некоторые говорят - да что типа - фигня - походить, потусоваться с рогами на голове, попить пиваса - вот и весь праздник! Или вот - "а чо, типа куплю зае "валентинку" - она типа рада будет"... И когда я у кому либо задаю простой вопрос "ЗАЧЕМ?" - никто на него не может толком ответить! Варианты ответов : "а чо - прикольно", "позитивно", "бугага - пофиг, чо праздновать", "сделать девушке приятное" :), "зато всегда есть причина бухнуть"... В таком в общем духе. Нет друзья - не прикольно что то.
Не призываю идти "крестным ходом" против навязанных извне "увлечений", но по крайней мере лично я, и моя семья в этом никогда не участвуют, и на ближайшую перспективу не собираются!

Здесь немного размышлений о истории праздника, имеющего кельтские корни (и скандинавские, поскольку кельты и скандинавы тесно взаимодействовали между собой в ходе попытки колонизации земель нынешней Шотландии и Ирландии).
Корни Хеллоуина лежат в праздновании Самайна или Самхайна, произошедшего от названия месяца, эквивалентного нашему ноябрю. Само слово в переводе с обозначает «конец, закат лета». Действительно, с наступлением ноября окончательно наступает время холодов. Празднование древнего Самайна продолжается и до наших дней. Этому времени года соответствует канун Дня Всех Святых, или Хеллоуин.

В наше время праздники приобрели экономический оттенок. Хэллоуин имеет богатую и особую атрибутику, интерес к которой активно эксплуатируется современными компаниями-производителями товаров для детей (костюмы, маски, конфеты, украшения и многое другое). Стремлением различных компаний, большинство из которых – «американцы» повысить свою прибыльность во многом объясняется распространение Хэллоуина за пределами Штатов, поскольку в этой стране рынок товаров для Хэллоуин уже перенасыщен и в условиях жестокой конкуренции в стране, алчные магнаты-американы и производители всего на свете китайцы ищут способ, как бы обогатиться за счет других народов, в том числе и за счет нас.
Но и это не самое страшное. Мне кажется, хотя конечно я могу и ошибаться, что наш народ стал как то забывать о своей собственной культуре, которую целенаправленно вытесняет культура других стран и народов. Дело все в том, что Хеллоуин или его прадед Самайн – не наш праздник. Почему люди стали забывать свои корни?

Итак, у славян есть свои аналоги Хеллоуина – Купала летом и Святки зимой (Святки - в большей степени). Подумать только – целых два аналога, но наша молодежь (да и не только они) упорно не хотят замечать эти замечательные даты.
Все дело в том, что мало кому известно, что прямым отечественным зимним аналогом «Хеллоуина» являются Святки — здесь и ряженые, и песнопения, и «попрошайничество», и прямая связь с загробным миром. Основным внешним атрибутом Святок является, конечно, переодевание. Но изначально рядились не забавы ради, а имели свой ритуальный смысл, подчеркивая связь с иным миром. Часто люди наряжались в существ из потустороннего мира.
Элементами Святок, безусловно, являются колядки, чего нельзя сказать про современный Хеллоуин, который полностью лишился первоначальной духовности, превратившись просто в повод «выпить – закусить», только все это делается в костюмах. Также, много внимания уделяют нечистой силе, мертвым.
Безусловно, в русских Святках тоже есть элементы культа мёртвых. Но здесь культ связан с ушедшими предками, а не «хеллоуинский» разгул страшных масок и рож - чем страшнее - тем типа круче, а констатация связи поколений даже после смерти, то есть - связь с традициями.
А теперь для тех, что считает Хеллоуин – святым вечером. Так сказать, филологический аргумент. Многие утверждают, что данный праздник имеет безобидное название - «Святой Вечер», от англ. «holy» и «evening», усечённое до «een».

Но есть и другое толкование данного слова. Поскольку, праздник произошел от кельтов, а кельты и скандинавы имели культурные связи, то и ответ стоит поискать там – же.
Вспомним Хельхейм (Helheim) (буквально Владения Хель) — в мифологии скандинавов - мир мёртвых, в котором властвует Хель или Hel.
Возможно, от Helheim и произошло английское слово ад – Hell. И тогда, «Святой вечер» превращается в «адский вечер» или «вечер разгула нечистой силы».
И в завершении, скажу, лично я никогда не "праздновал" Хеллоуин, считая его чуждым нашей культуре.

В любом случае - всем доброго вечера! А с Хэллоуином или без него - решать вам
Tags: аксиологическая безопасность, мифы Запада
Subscribe
promo skeptimist august 30, 2015 12:32 6
Buy for 20 tokens
С 2012 по 2015 годы мне удалось издать 14 книг по современной мифологии. Разумеется, книги писались в разное время в течение примерно 20 лет. Просто издать их удалось позже. Так роман "Седьмая печать" писался более 10 лет и был закончен в 2005 году. А монографии "Мазепа" и "Батуринская резня"…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments