современный миф

Матричная функция мифа



Первой и одной из наиболее важных задач функции усвоения и передачи отражённых мифом представлений является задача инвентаризации, систематизации и гармонизации в мифе отражённой действительности. Её реализация начинается с формирования определённой матрицы, в рамках которой эти представления будут развиваться.

Эта матрица определяет основу и направленность формирования мифа, степень и характер влияния его на общество, его силу, масштабы и глубину. И это не удивительно, ведь формирование личности всегда происходит на определённой духовной основе, которая является своеобразной матрицей индивидуального и общественного сознания, социальных идей и действий, и представляет собой миф, лежащий в основе принятой мифологемы (мифосистемы).

Данный миф составляет важную часть той информации, которая необходима каждому для полноценного социального существования, являясь её основой и структурой, передающей человеку главные, мировоззренческие смыслы, помогающие ему определиться, принять мир и общество, в котором он родился и живёт. Естественно, речь здесь идёт не о каждом мифе, не о чем-то временном, преходящем, сиюминутном, но о мифах базисных, глубинных, отмеченных определённым сущностным постоянством. Тех мифах, которые, формируясь ментальностью, опираются на неё, составляют основу общественного сознания, являя сущность «народной души» - дочери природных условий и обжитых обществом пространств[1].

Задача таких мифов - придать форму и направленность массового сознания, создать его своеобразный слепок и определить «генетический код», который каждым новым поколением воспринимается в готовом виде через познание социальной среды, культивирование основных ценностей данного общества и воспитание, даже если это и не осознается.

Воспринятый в виде матрицы миф представляется как готовая социальная модель, взятая обществом или индивидуумом за основу. Модель идеи, символа, сюжета, образа, структуры, отношения, поведения, допускающая определённые вариации в пределах изначально заложенной в неё формы. Вариации, способствующие большей гибкости мифологемы, но не меняющие её сути. Благодаря этой функции человек становится носителем определённого «порядка культуры», регулирующего «желания» индивида, предлагающего и навязывающего ему набор различных социальных ролей, «масок», амплуа[2].

Для лучшего понимания данной функции можно привести несколько наиболее используемых вариантов мифов, игравших роль матрицы для изучения и идентификации определённых типов, идей, моделей, которые не исчерпывают образа, но дают ему смысловую направленность. К ним, в частности, относятся матрицы:

- на ментальном уровне: «кочевник», «земледелец», «иудей», «русский народ» и др.;

- на эпохальном уровне: «социализм», «капитализм», «феодализм», «информационное общество» и др.;

- на уровне ключевой, фетишизированной, идеи: «свобода», «равенство», «справедливость», «демократия», «революция», «рынок», «либерализм», «тоталитаризм», «ислам», «бог», «цивилизация» и др.;

- возрастного или социального поведения: «патриот», «мальчик», «католик», «самурай», «панк», «ковбой», «коммунист», «байкер», «плэйбой» «демократ», «женщина», «советский человек», «террорист», «афганец» и т. п.;

- любой модели представлений, сложившихся в обществе по всем значимым темам и вопросам: «президент», «парламент», «олигарх», «российский газ», «бюрократ», «горячая точка», «порядок», «школа», «Путин», «Курск», «Чечня», «11 сентября», «Норд-Ост», «исламист», «Ирак», «Майдан» и т. п.

Каждое из этих предложенных слов, будучи «смысловой» матрицей, несёт в себе целый комплекс информации, принятый по отношению к нему в определённом обществе, содержащий и верные суждения, и общепринятые, хотя и не безосновательные, заблуждения, которые служат мерой и оценки, и общего отношения. Руководствуясь данными мифами, опираясь на апробированную мифологию, люди действуют, говорят, оценивают, стараясь не отходить от уже установленного стандарта. Естественно, что представления об этих образах-идеях-символах могут периодически меняться, в зависимости от того, кто и как их воспринимает в обществе на данном этапе их развития. Но, как правило, все новации не ведут к абсолютной новизне, а сводятся к модификации старого. И это определяет их эффективность и надежность. Ведь то не имеет значения для нас, что мы не понимаем, ибо уже в силу этого оно отторгается и не включается в зону нашего внимания. То не понимается, что не вписывается в привычные для нас представления; что чуждо, потому что не понятно.

Так, через формирование матрицы человеческих представлений миф:

- обеспечивает поиск и отбор необходимой информации, привлечение выгодной, благожелательной и отсев неприемлемой, непонятной;

- направляет выбор ценностных и целевых ориентиров, смысловых опор; определяет эффективное моделирование действительности;

- формирует идеологические основы мировоззрения; контролирует заполнение смысловых пустот.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что содержание мифологической матрицы в целом определяет подсознательный опыт прошлых веков («коллективное бессознательное»), делая его хранилищем неосознанных социальных неврозов, всего, что обществом недоделано, «не допето», не удовлетворено. И, следовательно, миф – не просто носитель значимой для людей информации. Он чреват смыслами (система означаемых), рассеянными в формах, интегрированных в сознание и представляющих тончайшие комбинации исторических, социологических, невротических и биографических элементов. Они и составляют матричную основу тех мифов, которые человек воспроизведёт в сознании и культуре.

Таким образом, сам миф в принципе как явление, как феномен, как тип организованной информации, выступает матрицей («синкретической колыбелью») для всех существующих культур, связь с которыми никогда не прерывалась.

Литература


[1] См.: Карлова О. А. Miphos sapiens - миф разумный. - М.: Академия поэзии, 2001. - 207 с.
[2] См.: Кирилюк А. С. Универсалии культуры и семиотика дискурса. Миф /
А. С. Кирилюк. - Одесса: Рось, 1996. - 141 с.

Источник

Предыдущие статьи по универсальным функциям мифа:

Миф: исходные принципы систематизации источников http://skeptimist.livejournal.com/1260479.html
Исследование мифа: основные подходы и установки http://skeptimist.livejournal.com/1261213.html
Современные исследования мифа: основные направления, достижения и типичные заблуждения (начало)http://skeptimist.livejournal.com/1262695.html
Современные исследования мифа: основные направления, достижения и типичные заблуждения (окончание)http://skeptimist.livejournal.com/1263031.html
Мифологическое пространство: единство меняющихся множеств http://skeptimist.livejournal.com/1264866.html
Функции мифа: роль и основные принципы систематизации http://skeptimist.livejournal.com/1265784.html
Миф как универсалия культуры http://skeptimist.livejournal.com/1290349.html
Структура основных функций мифа http://skeptimist.livejournal.com/1295295.html
Универсальные функции мифа: общие подходы http://skeptimist.livejournal.com/1298656.html
Мировоззренческая функция мифа http://skeptimist.livejournal.com/1302095.html
Культурологическая функция мифа http://skeptimist.livejournal.com/1304305.html
Космологическая функция мифа http://skeptimist.livejournal.com/1305815.html
Миф: функция смыслообразования http://skeptimist.livejournal.com/1307190.html
Миф: функция символизации действительности http://skeptimist.livejournal.com/1316084.html
Миф: функция означивания http://skeptimist.livejournal.com/1317800.html
Миф: функция социального моделирования http://skeptimist.livejournal.com/1320540.html
Миф: синтезирующая и ассоциативная функции http://skeptimist.livejournal.com/1321669.html
Эпистемологическая функция мифа http://skeptimist.livejournal.com/1323527.html
Миф: функция отражения социальной реальности http://skeptimist.livejournal.com/1324348.html
Миф: функция интерпретации отражённой реальности http://rusprostranstvo.com/article/view/4442
Миф: функция искажения восприятия http://skeptimist.livejournal.com/1333431.html
Миф: функция замены реальности http://skeptimist.livejournal.com/1335681.html
Миф: функция персонификации вещей и явлений http://skeptimist.livejournal.com/1339168.html
Миф: функции мистификации и сакрализации действительности http://skeptimist.livejournal.com/1341324.html
promo skeptimist august 30, 2015 12:32 6
Buy for 20 tokens
С 2012 по 2015 годы мне удалось издать 14 книг по современной мифологии. Разумеется, книги писались в разное время в течение примерно 20 лет. Просто издать их удалось позже. Так роман "Седьмая печать" писался более 10 лет и был закончен в 2005 году. А монографии "Мазепа" и "Батуринская резня"…