мифоистория

Образование РФ: смена парадигмы?



В образовании РФ появилась надежда, что смена министра - не простая рокировка, а решение, ведущее к смене парадигмы в образовании.

Об этом в частности свидетельствует третье Общероссийское родительское собрание в Москве, которое проходит ежегодно в преддверии начала учебного года. Нынешняя встреча ознаменовалась, прежде всего, тем, что она прошла с участием нового министра образования и науки РФ Ольги Васильевой. В своих ответах на прозвучавшие на собрании вопросы глава ведомства заострила внимание на том, что в отрасли необходимо отказаться от понятия "образовательные услуги", поскольку главная миссия учителя - воспитание будущего поколения, а не оказание "услуг". На деле это может означать призыв к смене парадигмы, в которой вынуждено было существовать российское образование в последние годы. О реакции участников собрания и экспертов на заявление нового министра.

Помимо интересующих родителей актуальных тем про перспективы ЕГЭ, развитие прикладных предметов, унификацию образовательных программ и многих других, был поднят и вопрос про шаги в направлении повышения престижа и статуса учителя. Васильева в ответ на это заявила, что "настоящий учитель не нуждается в дополнительных правовых нормах в части защиты его чести и достоинства".

"У нас существует Конституция, которая защищает нас. Есть правовая основа закона "Об образовании"… У нас есть правовое поле. Нам нужно просто изменить, и это нужно сделать сейчас, сегодня и сразу, отношение общества к служению учителя. Должно исчезнуть понятие "услуги образования". Должно у нас, у самих учителей уйти представление, что мы оказываем услуги. Мы воспитываем будущее поколение страны, я уже неоднократно это говорила… Нам не нужны дополнительные меры защиты… Все зависит от нас, а не от того, кто нас должен защищать", - прокомментировала глава ведомства.

В ее сегодняшнем комментарии и предыдущих речах "сквозит" убеждение в том, что именно учитель должен "воспитать человека, который будет готов к жизни". По мнению Васильевой, "учительская профессия - одна из немногих, которая дает результат очень быстро". Результат этот, по всей видимости, может измеряться не показателями эффективности "выполненного функционала", а качеством "завтрашних граждан".

В как таковом понятии "услуга" нет ничего страшного. Она стандартизирует, оформляет процесс взаимодействия между субъектами. Но другое дело, неправильно, когда она становится "идеологией учителя". Такое мнение в комментарии выразила директор по развитию Национальной родительской ассоциации Марианна Шевченко.

"Я услышала в речи министра большое желание поменять сложившуюся систему в части нездоровых перекосов. В "услуге" как таковой нет ничего страшного… Но когда говорят о том, что выполнение какого-то функционала, услуги - это идеология учителя - то это ненормально и неправильно. Учитель учит и воспитывает. Воспитательная функция в последнее время была вымыта из школ, передана за пределы школ, в допобразование. Надеюсь, что за сегодняшними словами было в том числе сказано: "Мы будем воспитывать и заботиться о наших детях". Такой призыв я услышала, осталось посмотреть, как это будет реализовано на практике", - отметила она.

Шевченко добавила, что на собрании было задано много системных вопросов, которые друг с другом связаны. У участников процесса есть понимание, что все за один раз не решить, но они отмечают "начало движения". "Были большие посылы и руководителям региональных министерств образования, многие директора что-то брали на заметку. Были четкие и конкретные программные моменты", - отметила представитель НРА.

Ответственный секретарь отделения НРА в Краснодарском крае, кандидат педагогических наук, многодетная мать Александра Усенко также позитивно оценивает нацеленность министерства избавить учителя от "ярлыка вагоновожатого".

"Росток, который учитель заложит в ребенка, покажет, вырастет или счастливый, умный, талантливый ребенок, или "сорнячок". От учителя так много зависит, что не могут они просто оказывать услуги. Когда человек работает с ребенком, вкладывает в него душу, готовится, проверяет тетрадки - это жизнь, а не слепой функционал. Очень рада, что наконец приоритетом будет воспитание и совершенствование детей, и учитель почувствует себя не официантом или вагоновожатым, а тем, кто прививает добро", - прокомментировала она, добавив, что обрадовалась общественность и "разговору о труде, месте учителя в школе и том, что родитель будет получать помощь в воспитательном процессе".

"Мне было приятно, что Ольга Юрьевна стала говорить о том, что учителя - это не услуга, а надежный помощник для родителей. Когда родители с учителями работают в контакте - это гораздо большая поддержка связи между всеми звеньями процесса, и это всегда приветствуется", - в свою очередь выразила мнение мать ученицы московской школы №1288 Татьяна Евсеева.

С осторожным оптимизмом провозглашенный новым министром курс на поддержку учителя и его "служения" восприняли эксперты. Так, член Общественной палаты РФ Сергей Марков считает, что заявление Васильевой о необходимости "вывести" из сферы образования термин "услуги" - это возможность смены парадигмы.

"Стратегия образования формируется не только министром, а многими структурами. Случится это в реальности или нет - никто не знает. Но это то, что общество требует много лет - отказ от рассмотрения образования в рыночной парадигме. В перспективе - отказ от гипертрофированной коммерциализации образования. Меж тем это настолько великое и отвечающее запросам общества изменение, что в это не верится до конца. Надо посмотреть практические шаги. А именно должно быть уменьшение реальной коммерциализации образования и увеличение воспитательного аспекта. Вот, что должно скрываться за декларациями", - прокомментировал он.

Историк, педагог, со-создатель проекта "Последний звонок" Евгений Спицын подчеркнул, что Министерство образования и науки должно выходить с инициативой внесения соответствующих поправок в закон "Об образовании". По его мнению, необходимо убрать законодательно норму "образовательные услуги", "сообщить об этом всему педагогическому сообществу и вновь обозначить, что в школе главное - это учитель".

"Услуга воспринимается в большинстве случаев, что "клиент всегда прав". Эта бацилла заразила школу. Что получилось, когда школа стала "услугой"? Ученики вытворяли все, что хотели, любой поступок ученика, который выходил за рамки школьной дисциплины, учителя и директора школ боялись остановить, потому что над ними висел дамоклов меч жалоб родителей в вышестоящие инстанции. Из школы ушли дисциплина, главенство учителя. Однако школа должна базироваться на этом. То, что говорит новый министр, меня вдохновляет. Это правильные вещи, давно ожидаемые общественностью. Но надо посмотреть, насколько она сможет реализовать все эти позиции, насколько удастся переформатировать министерство, поправить законодательную базу", - отметил он.

Работы у министерства под руководством Васильевой, действительно, непочатый край. "То, о чем она говорила на родительском собрании - лишь небольшая часть проблем в школе. Но то, что она их озвучила, говорит о многом. Во-первых, она в курсе существующих задач. Человек "не с Луны свалился", она следила за ситуацией и понимает болевые точки. Главное, чтобы она дальше двигалась в этом направлении и формировала работоспособную программу национально ориентированных профессионалов, которые остановят катастрофу в нашем образовании и повернут псевдореформу вспять", - заключил Спицын.

Источник
promo skeptimist august 30, 2015 12:32 6
Buy for 20 tokens
С 2012 по 2015 годы мне удалось издать 14 книг по современной мифологии. Разумеется, книги писались в разное время в течение примерно 20 лет. Просто издать их удалось позже. Так роман "Седьмая печать" писался более 10 лет и был закончен в 2005 году. А монографии "Мазепа" и "Батуринская резня"…
(((((((((( А можно я сама своих детей воспитаю, а учитель будет УЧИТЬ, давать Знания, пробуждать интерес к предмету..........................ну сил уже нет никаких (((((((((((((((
Вам никто воспитывать своих детей не запрещает. Более того, это ваша прямая обязанность. Так что причин для вашей истерики нет.
" в отрасли необходимо отказаться от понятия "образовательные услуги", поскольку главная миссия учителя - воспитание будущего поколения, а не оказание "услуг". (с)

Уважаемый,идите мимо, и если вам истерика мерещится, то это вам к врачу.
Уважаемая, я вас огорчу, но ваш кипеш абсолютно бесполезен. Просто в силу того, что образование без воспитания не существует в принципе. Это азы педагогики. И это не зависит ни от желания министра образования, ни вашего, ни моего. Вы можете отправлять меня проходить мимо или писать кипятком, но от этого ни сущность образования с воспитанием, ни ньютоновская картина мира не изменится.
Та ересь, которую провозглашали при Ливанове просто показатель его полной некомпетентности и невежества.
И нашим дорогим либералам не помешает заглянуть в книжки, чтобы не нести чушь и не биться в конвульсиях по поводу предмета в котором они не разбирают.

Edited at 2016-08-31 01:40 pm (UTC)
Вот ведь как приятно иметь обозначенных врагов...либералы кругом и всюду...
А про воспитание мне не надо рассказывать, все воспитание разбивается как волна о скалы о реальность. Прежде чем возлагать на настоящих учителей эту функцию не мешало бы посмотреть на кого надежда и воспитать самих учителей, чтобы они для начала стали выполнять свои образовательные функции, а не проверяли за родителями и репетиторами.
Ну вот ерунду написали право слово. Либералы - так потому, что это их любимая песня и стоны. Это просто медицинский факт. И не моя вина, что именно эта группа лиц высказывает свое "авторитетное" мнение даже минимально не разбираясь в вопросе.
У них очередной либеральный гуру какую-нибудь глупость ляпнет и все дружно подхватывают. А специальную литературу посмотреть задача непосильная. Так и дискредитируется либеральная идея на самом деле.Либерализм уже стал синонимом непрофессионализма практически:(
Вам же уже объяснили, что вы не можете возлагать эту функцию или нет. Не существует образования без воспитания. Это элементарно невозможно. Все мантры об отделении одного от другого сродни вере в приведения и НЛО.
Посмотрите справочную литературу -вас ждем много интересных открытий.

Edited at 2016-08-31 05:39 pm (UTC)
А я даже ждать не буду когда вы со своего глобуса спуститесь. Вы меня сейчас к каким источникам отсылаете ? к трудам Ушинского , Сухомлинского или Коменского ? ( меня вот педагогике по ним обучали ) Вы про сферического коня в вакууме пишете, когда педагог является передовым классом и непререкаемым моральным авторитетом...нету их, а если есть, то как исчезающий вид. То что вы сейчас называете воспитанием это скорее коммуникативные навыки . Не о том воспитании говорит новый министр, помяните мое слово...просто подождите и будут вам уроки патриотизма (
Ну а я пока вы на свой сову натянете.
Прогуливали вы педагогику однако, иначе бы не писали ересь про воспитание. Воспитание не тождественно коммуникативным навыкам. Хотя последние безусловно развиваются и формируются в процессе обучения. Путаете:(
Так роль преподавателя и была сведена на нет концепцией господина Ливанова. С привлечением тяжелой артиллерии в виде СМИ и "озабоченной" общественности. Педагогов превратили в обслуживающий персонал, причем мало оплачиваемый. В свете современной парадигмы "раз ты такой умный, то почему такой бедный" , которая вбивается в головы населению вообще приходится удивляться, что в школе вообще кто-то остался.
Воспитание не ограничивается только патриотическим. Понятие шире. Хотя я не понимаю, чем вас так пугает патриотизм. По мне так гораздо страшнее идеология воспитания "идеального потребителя", что у нас в последнее время и реализовывалось под заклинания об отмене воспитания в школе. В результате имеем уже несколько потерянных поколений.
Вы даже в своем ответе не видите противоречий ? Ну тогда я со своей совой сама-сама.
Их там нет. Противоречия у вас.Сначала вы отрицаете воспитание в образовательном процессе, сводя его лишь к понятию "патриотическое" и классным часам с линейками. Потом выясняется, что воспитывать нельзя так нет у нас достойных педагогов. Но больше всего вас пугает патриотизм:)))
При этом воспитание потребителя видно вас устраивает. Ну так называйте вещи своими именами, а не прикрывайтесь мантрами про "патриотизм" и прочими глупостями про воспитание. Только с чего вы решили, что в роли потребителя всегда будете вы с вашим ребенком? В мире где все "идеальные" потребители для всех остальных вы тоже корм. И тут особенно смешными становятся ваши сетования на преподавательский состав. В мире потребления вы потребляете то, что себе можете позволить. А если не можете, то это исключительно ваша проблема:)
А если утверждаете, что противоречия у меня, то обозначьте их. Мне ваши выделить труда не составило.
Система обучения включает в себя триединую структур задач: образовательную, развивающую и воспитательную. Причём, последняя включена в дисциплины естественные, как и другие. Просто если процесс обучения построен грамотно, работа класса как коллектива будет включать в себя кучу аспектов воспитательного характера, где ученик в ходе обучения воспитывается быть частью команды и уметь выстраивать отношения с окружающими его людьми с пользой для них и себя. Как ни странно все эти аспекты работают на человека. И это хорошо. Разумеется, плохой учитель будет их игнорировать. А зря.
Видимо мы понимаем по разному слово "воспитание". Умение взаимодействовать я все же отнесу к навыкам общения, к психологическим навыкам. А воспитание это патриотическая линия -классные часы, линейки и т.д.
Очевидно, что по-разному. Однако соединить их не трудно. Достаточно лишь понять, что ваш вариант - первый этаж. Но есть и другие. А навыки общения (коммуникации) лишь средство.
Воспитание - это комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование или изменение личности. Первоочередным в воспитании является усвоение ценностных начал. Проще говоря: что такое хорошо, а что такое - плохо. Усвоение происходит как минимум через авторитет, но лучше посредством личного опыта.
А равнять патриотизм с воспитанием - вообще неприемлемо. Патриотизм может быть целью или средством воспитания, но не может заменять его.
Что касается линеек и классных часов, то нередко они в силу формализма и не грамотности дают обратный антивоспитательный урок.
Вот просто не могу не поделиться "прекрасным"...разгорающийся скандал в элитнейшей московской школе 57 . Сколько слез пролито родителями отсеянных первоклассников, на какие жертвы готовы были идти родители только бы дитятко там училось и ВОСПИТЫВАЛОСЬ.... ну какие дебаты на родительских форумах - закачаешься.
http://www.inliberty.ru/blog/2381-Konec-utopii . Вот этим людям, согласно вашей парадигме триединства и полагается воспитывать детей.
Интересно, куда они бедные подадутся?
Преподавать или будет какая-нибудь рокировочка?
Смена вывески. Всё-таки образование - это надстройка над экономикой.
Что "не исключено"?
Вы сомневаетесь, что экономике определённого типа требуется определённого же типа образование? ))))
Я не сомневаюсь, что система образования связана с потребностями страны. В том числе и экономики.
Я не уверен, что кадровые перемены - смена вывески, т. к. потребность страны в изменении образовательной парадигмы наметилась уже давно. Ведь прежняя модель слишком явно выдавала своё назначение - обслуживать западный проект, поставляя ему "мозги".
Однако не исключено, что это действительно смена вывески.
Но, возможно, что вы про вывеску ошибаетесь.
Если наша экономика заточена на поставку на запад энергоносителей, то почему образование должно быть заточено иначе? И пока смена курса не подтверждается ничем, кроме невнятных бормотаний.... Даже то, что мы делаем в плане "импортозамещения" в конечном итоге направлены на то, чтобы исправнее выполнять функцию поставки энергоносителей.
Перепостил с комментом
Судя по первым шагам Васильевой, назначение из числа революционных - с отказом от смертоносных либерастических "ценностей". Надеюсь, замены либерастов продолжатся.

Отвечая на вопрос в оглавлении. Просто смена риторики. Никак ее "гуманистско - популистские" лозунги не вяжутся с диким капитализмом.
Ну нет при ликом капитализме места "служению"! Нет! Даже у военных нет. Есть профессионализм, престиж, честь в конце концов. Но "служения" нет! И пугает прежде всего, что откажутся от так и не сделанной до конца стандартизации.