современный миф

Миф: функция отражения социальной реальности



Будучи включённым в процесс познания, средством «узнавания» вещей и явлений, миф в соответствии с присущими ему свойствами способен отражать реальность. Такая точка зрения не совпадает с традиционно общепринятой, согласно которой мифом сегодня называют то, что не признают соответствующим действительности.

Сторонники этой позиции видят в мифе фантом, рождённый наивностью массового сознания или сознательным умыслом властолюбцев, отвлекающий людей от подлинной истории и действительной реальности[1]. Иными словами, в этом случае мифу отказывают в возможности отражать реальность, оценивая его в целом отрицательно. Так, по мнению А. Топоркова, «политическая мифология не отражает реальность и не стремится ее объяснить; она призвана управлять коллективным сознанием и поведением человеческих масс»[2].

Однако в данном случае ситуация не столь безальтернативна, так как и то, и другое для мифа функционально возможно и, более того, естественно. Миф отражает реальность, но по-своему. В свойственных ему формах. Удовлетворяя желание человека отражаться в разных «зеркалах» - культуре, истории, политике, искусстве, литературе - он выступает как организованная система образов, отражающая мир в присущих ему формах, где само отражение - способ формирования самосознания в языковом и культурном отношении. А это значит, что миф выступает как отражение мотивов и желаний, глубинных переживаний, образной символики реальности, психического единства всего материального, становясь отражением (отображением) действительности. Но не хаотичным, «безумным», а направленным, чувственным, заинтересованным. Отражением-памятью, отражением-зовом, связывающим нас с прошлым, когда мир одухотворяется нашим заинтересованным восприятием, показывающим, что наши отражения нас же и отражают[3].

Кроме того, миф не просто отражает данную нам в чувствах и ощущениях реальность. Отражая, он концентрирует и использует энергию чувственного восприятия, делая мир человекомерным. Используя это, миф согласуется не столько с реальностью, сколько с той знаковой системой, в рамках которой мы живём, а он функционирует (отражая эту реальность). Приходя к человеку через мир чувств, где все реально для людей настолько, насколько они сами это чувствуют и в это верят, он обеспечивает ассоциативно бессознательное общение с миром, определяя его антропологическую значимость.

Так, отражая, миф определяет поиск истины как глубокую, обостренную потребность человека, где истина воспринимается как Ответ, как смысл человеческого бытия, описать который количественно невозможно (описать количественно, не значит понять сущностное – то есть те параметрические сущности явлений, которые ускользают, когда мы начинаем мерить и считать)[4].

Благодаря различным способам прочтения образа, миф обеспечивает вариативность прочтения, которое зависит от различного опыта (различных типов знания), проецируемого на миф (образ), наделяя его определённым, ожидаемым нами смыслом. Этим он отличается от науки, которая призвана вносить в мир не какой-то определённый смысл, а «осмысленность».

Она не чтит истины прошлого или иного. Её интересует интеллектуальное пространство своего настоящего. Но у мифа иное предназначение. В мифе знания важен не результат, а процесс; способ вопрошания, обеспечивающий обратную связь мифа и отражаемых им явлений. В результате специфика мифического отражения вынуждает объект подстраиваться под желания (требования) масс, где правдоподобность отражения заложена не только, и даже не столько, в правдивости образа, сколько в желании видеть мир именно таким.

Наука осуждает это, и по-своему права, но ей самой «не хватает тонкости»[5], чтобы постичь и отразить мир во всём его изменчивом многообразии. И пока реальность во «тьме неназванного» (Р. Барт), она живет, «дышит», чувствует, но вытащенная наукой на свет, обретает лишь названный, «мёртвый» смысл.
Отражённый наукой, смысл, «затвердевая», мертвеет. Но с мифом всё происходит иначе. Он безразличен к правилам и обычаям (научного) знания, работая в пустотах, возникающих в «теле» науки, действуя по законам драматического, а не эпистемологического дискурса (через вовлечение знания в размышления о самом знании); «запечатлевает» реальность посредством языка (так как связан с реальностью через коннотацию); «будоражит» реальность, «рыхля» и «засевая» её семенами тех образов, которые потом снова прорастают в языке.

Так язык превращает предмет в образ – нечто, обладающее конкретными свойствами, и вместе с тем, воплощающее в себе целый мир и соединённое с миром. Образ, ведущий с человеком безмолвный, но важный для него диалог, где миф предстает как жизнь, отражённая в себе самой.

Литература

[1] См.: Мифы и мифология в современной России / Под редакцией К. Аймермахера, Ф. Бомсдорфа, Г. Бордюгова – М.: АИРО-ХХ, 2000. – С. 11-12, 17.
[2] Там же. – С. 47.
[3] См.: Пивоев В. М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. – Петрозаводск: Карелия, 1991. – 111 с.
[4] См.: Тростников В. Н. Научна ли научная картина мира? / В. Н. Тростников // Новый мир, 1989, - №12, - С. 257-263.
[5] Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Ролан Барт. – М.: Изд. группа Прогресс, Универс, 1994.. – С. 513.

Источник

Предыдущие статьи по универсальным функциям мифа:

Миф: исходные принципы систематизации источников http://skeptimist.livejournal.com/1260479.html
Исследование мифа: основные подходы и установки http://skeptimist.livejournal.com/1261213.html
Современные исследования мифа: основные направления, достижения и типичные заблуждения (начало)http://skeptimist.livejournal.com/1262695.html
Современные исследования мифа: основные направления, достижения и типичные заблуждения (окончание)http://skeptimist.livejournal.com/1263031.html
Мифологическое пространство: единство меняющихся множеств http://skeptimist.livejournal.com/1264866.html
Функции мифа: роль и основные принципы систематизации http://skeptimist.livejournal.com/1265784.html
Миф как универсалия культуры http://skeptimist.livejournal.com/1290349.html
Структура основных функций мифа http://skeptimist.livejournal.com/1295295.html
Универсальные функции мифа: общие подходы http://skeptimist.livejournal.com/1298656.html
Мировоззренческая функция мифа http://skeptimist.livejournal.com/1302095.html
Культурологическая функция мифа http://skeptimist.livejournal.com/1304305.html
Космологическая функция мифа http://skeptimist.livejournal.com/1305815.html
Миф: функция смыслообразования http://skeptimist.livejournal.com/1307190.html
Миф: функция символизации действительности http://skeptimist.livejournal.com/1316084.html
Миф: функция означивания http://skeptimist.livejournal.com/1317800.html
Миф: функция социального моделирования http://skeptimist.livejournal.com/1320540.html
Миф: синтезирующая и ассоциативная функции http://skeptimist.livejournal.com/1321669.html
Эпистемологическая функция мифа http://skeptimist.livejournal.com/1323527.html
promo skeptimist august 30, 2015 12:32 6
Buy for 20 tokens
С 2012 по 2015 годы мне удалось издать 14 книг по современной мифологии. Разумеется, книги писались в разное время в течение примерно 20 лет. Просто издать их удалось позже. Так роман "Седьмая печать" писался более 10 лет и был закончен в 2005 году. А монографии "Мазепа" и "Батуринская резня"…