мифоистория

Миф: синтезирующая и ассоциативная функции



Следующая составляющая мировоззренческой функции мифа условно названа синтезирующей. Посредством её в мифе происходит соединение человека с обществом (классом, этносом, религией) и Вселенной. Соединение не в знании, точном, проверенном, упорядоченном, а в мифе, в духовности, в традиции и социальной интуиции[1]. И в свете этого задача мифа – слить, сплавить, соединить чувственно-символический коллективный опыт общества (человечества) с эмоциональным настроением масс. Соединить реальность со смыслом. Создать в обществе тот эмоциональный консенсус, который является важнейшим условием его развития и управляемости[2].

В результате, благодаря своей способности к синтезу, миф:

- прерывает раздробленность нашего знания на отдельные науки и, преодолевая сложившуюся в наших головах «разорванность» мира;

- формирует ощущение его целостности и всеединства;

- обеспечивает связь времён и пространств, посредством воспроизводства традиции и перевязывания пространственно-временных «узлов»;

- стимулирует и регулирует диалог культур и эпох, делая нас современниками любых процессов, деяний, событий;

- даёт ощущение сопричастности к, казалось бы, весьма далеким от нас вещам, придавая миру определённую степень духовной значимости.

И тогда в нашем воображении И. В. Сталин становится своеобразным преемником Петра I (ломка устоявшихся общественных отношений), Ивана Грозного (борьба со строптивым боярством) и Александра Невского (разгром немцев) одновременно, а партийные чиновники 80-х годов – наследниками «рыцарей революции», готовых ради блага народа на любые лишения. Мы можем стать единомышленниками и современниками А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Т. Г. Шевченко. Соотносить себя с героями М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова. Оценивать и переживать, как свои, эпохи и деяния древних. Так прошлое начинает «работать» на настоящее, направляя, нацеливая, мобилизуя, скрывая или обманывая[3].

Благодаря этому миф также синтезирует познаваемое с непознаваемым, рациональное с иррациональным, когда идеально мыслимое дается средствами опытного и чувственно-логического восприятия. Итогом его становятся такие представления, которые можно со всей определённостью отнести к плодам мифологического сознания. Так мир обретает в мифе завершённую цельность и высший смысл.
Другая - ассоциативная составляющая мировоззренческой функции мифа исходит из того, что всё в отражаемом нами мире так или иначе строится на подобиях, в основе которых лежат символические ассоциации[4]. Тем более – в социальных и политических процессах. Несмотря на анализ и логические объяснения, человеческая история иррациональна и во многом строится на скрытых и явных ассоциациях, которые, отражаясь в традиции, нередко становятся решающим фактором, придающим массовому сознанию силу убеждений. Зная об этом, многие лидеры уделяли особое внимание тем историческим событиям и деятелям, которые через сопоставление и ассоциативный ряд укрепляли и даже усиливали их власть. Так ассоциации гармонизируют действительность, предлагая те связи, которые при логическом рассмотрении действительности могут быть просто не приняты в расчёт.

Посредством знаков мифы создают определённые ассоциативные поля, одна из задач которых, связывая ассоциациями, обеспечивать условия для напряжённой духовной работы человеческой интуиции. Через ассоциацию происходит знаковая отсылка к другим кодам, знакам, символам, где каждое понятие нашего сознания имеет ассоциативное соответствие в психике, а каждое слово несёт своё значение, определённое его ассоциативными связями.

Через ассоциации миф открыт в бесконечность, обеспечивая перенос характеристик одного объекта на другой, и его движение во времени никто не может остановить. Построенные на подобиях и повторах, ассоциации формируют ощущение сопричастности, связывают мир в одно целое, делают миф бесконечным.

Благодаря этому возможно не только «движение» мифа в пространстве и времени, но и объяснение подтекста мифа и ассоциаций, вызываемых его символикой, а слияние в тексте (речи) образов и понятий, примеров и иллюстрируемых ими мыслей, делает миф в глазах воспринимающих воплощением истины.

Символы через ассоциацию могут замещать реальность, становясь средством передачи информации или аккумулируя эмоциональное значение культуры[5]. Построенные по ассоциативному принципу метафоры или символы бывают значительно эффективнее любых рационально изложенных примеров. Ведь «даже тщательнейшим образом сформулированные философские или математические понятия, не имеющие, по нашему убеждению, иного содержания, чем вложенное нами, на самом деле наделены более широким значением, чем мы предполагаем»[6].

Примером подобных ассоциаций в политике могут служить культивируемые в разное время ассоциативные связки: «Маркс - Ленин – Сталин» (СССР); «Рузвельт – Кеннеди – Клинтон» (США). Другим примером может быть призванное нести отрицательный заряд, проводимое американскими СМИ отождествление Саддама Хуссейна с Гитлером. Подобные же ассоциации могут вести к сравнению Советского Союза с угрожающей всему миру «империей зла». «Перестройки» - с расчисткой «авгиевых конюшен» Гераклом. США – с «сияющим градом на холме» или государством-вампиром, «пожирающим» ресурсы других стран. Не менее выразительными являются отдающие явным шаблоном ассоциации типа: «якобинцы – большевики – террор». Или: «США – демократия – права и свободы – добро и гуманизм». Или: «Россия – холод – водка – бардак – нищета».

Впрочем, по такой же схеме может быть составлена и ассоциативная связка: «Украина – горилка – сало – цыбуля – песня – бардак – нищета», которая, безусловно, мифологична, но для определённых людей может стать и способом оценки явления, и руководством к действию, и даже историческим приговором.

Литература

[1] См.: Гасилин В. Н., Бесшапошникова А. П. Миф как синтез / В. Н. Гасилин,
А. П. Бесшапошникова // Философия и миф сегодня. - Саратов, 1998. - С. 12-17.
[2] См.: Иванова Е. В. Миф как целостное циклическое мироотношение / Е. В. Иванова // Циклы природы и общества. - Ставрополь, 1996. - Ч. 1. - С. 80-90.
[3] См.: Андреев Ю. В. Поэзия мифа и проза истории / Ю. В. Андреев. – Л.: Лениздат, 1990. - 221 с.
[4] См.::Богатая Л. Н. Символ в функционировании социального организма: Дис... канд. филос. наук: 09.00.03 / Южноукраинский гос. педагогический
ун-т им. К. Д. Ушинского (Одесса) / Л. Н. Богатая. — О., 2001. — 190 л. + прил.
[5] См.: Бугров В. А. Мова та символ в контексті проблеми розуміння: Дис... канд. філос. наук: 09.00.01 / Київський ун-т ім. Тараса Шевченка / В. А. Бугров. — К., 1996. — 156 л.
[6] Юнг К. Г., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж. Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы / Под общей редакцией С.Н. Сиренко. – М.: Серебряные нити, 1998. – С. 39.

Предыдущие статьи по универсальным функциям мифа:

Миф: исходные принципы систематизации источников http://skeptimist.livejournal.com/1260479.html
Исследование мифа: основные подходы и установки http://skeptimist.livejournal.com/1261213.html
Современные исследования мифа: основные направления, достижения и типичные заблуждения (начало)http://skeptimist.livejournal.com/1262695.html
Современные исследования мифа: основные направления, достижения и типичные заблуждения (окончание)http://skeptimist.livejournal.com/1263031.html
Мифологическое пространство: единство меняющихся множеств http://skeptimist.livejournal.com/1264866.html
Функции мифа: роль и основные принципы систематизации http://skeptimist.livejournal.com/1265784.html
Миф как универсалия культуры http://skeptimist.livejournal.com/1290349.html
Структура основных функций мифа http://skeptimist.livejournal.com/1295295.html
Универсальные функции мифа: общие подходы http://skeptimist.livejournal.com/1298656.html
Мировоззренческая функция мифа http://skeptimist.livejournal.com/1302095.html
Культурологическая функция мифа http://skeptimist.livejournal.com/1304305.html
Космологическая функция мифа http://skeptimist.livejournal.com/1305815.html
Миф: функция смыслообразования http://skeptimist.livejournal.com/1307190.html
Миф: функция символизации действительности http://skeptimist.livejournal.com/1316084.html
Миф: функция означивания http://skeptimist.livejournal.com/1317800.html
Миф: функция социального моделирования http://skeptimist.livejournal.com/1320540.html
promo skeptimist august 30, 2015 12:32 6
Buy for 20 tokens
С 2012 по 2015 годы мне удалось издать 14 книг по современной мифологии. Разумеется, книги писались в разное время в течение примерно 20 лет. Просто издать их удалось позже. Так роман "Седьмая печать" писался более 10 лет и был закончен в 2005 году. А монографии "Мазепа" и "Батуринская резня"…
Андрей, а ведь этот миф (что СТалин есть преемник Петра и пр...) рассматривает фигуру Сталина уже мифологически, и с реальным положением дел имеет мало общего. ))))
Дело в том, что миф и имеет дело с реальным положением дел, и одновременно не имеет.
Это как бы другая реальность, выстроенная через другие смысловые связки, проступающие в конкретном пространстве-времени и как бы встраивающиеся в него. Она требует нелинейного, синергетического и одновременно синкретичного подхода.
А обычному историку всё это просто взрывает мозг.
Что касается данного сюжета, речь идёт не о преемнике, но о преемственности. В том смысле, что все современные правители России - преемники правителей прошлого. Имеет ли эта линия отношение к мифу? Безусловно. Имеет ли она отношение к реальному положению вещей? На мой взгляд, да. Только сложносистемную и опосредованную.



Edited at 2016-08-26 12:31 pm (UTC)
понятно. Он просто существует в ином времени, вроде бы...
Иное смысловое измерение не предусматривает другое время. Время может быть любым.
Причём, опять же: иное измерение таково, что одни его просто не замечают и не берут в расчёт, а другие его обойти не могут, через него смотря на остальное.
Иное смысловое измерение вообще не берёт время как важный критерий чего-то. Вот, действительно, "время может быть любым, это неважно". Ни в историческом смысле, ни в научном. Но вневременным миф тоже нельзя назвать, время в нём всегда присутствует и иногда играет роль. Просто это какое-то ИНОЕ время. Оно по-другому устроено внутри себя, и по-другому соотносится с другими факторами. Впрочем, возможно, это совершенно неважно в той плоскости, в которой вы рассматриваете предмет, просто побочное такое, но мне кажется, интересное, наблюдение.
В первом ответе я вообще не писал о времени.
Другое измерение - не обязательно временное.
Время в мифе и миф во времени - вообще отдельная и непростая тема.
Если в двух словах. Обычно мифологи (Мелетинский, Элиаде, Топорков, Аверинцев, Минц), пишут про мифическое время как про круговорот. Типа вечное возвращение. Это чушь, потому что время для мифа будет таким, каким захочет его сделать мифологизатор. Захочет коловращение? Пожалуйста. Захочет обосновать как деградацию от золотого века к железному? Никаких проблем. Решит выстроить его как некий линейный прогресс? Сию секунду.

Да, а можно ещё и схлопнуть огромные временные периоды.
Просто вы-то давно в теме, это ваша тема, а для меня многие, простые для вас вещи - открытие, и я ими наслаждаюсь. ))))
Кстати, да. В сказках это описывается так, что некто попал за "тридевять земель" и пробыл там пару дней, а в его времени прошли годы, если не десятилетия. Опять же так описывается пребывание Одиссея у Цирцеи (Кирки). Дни у неё шли за годы.
В современной же системе примерно так описывается полёт со скоростью света, где время времени рознь. А ещё лучше - описание полётов инопланетян, где они взлетают со своей планеты где то в Альфа Центавра, а потом время-пространство для них схлопывается, и они практически сразу оказываются у нас.
Я тут в своих размышлениях часто сталкиваюсь с тем, что социальные проблемы (точнее, - задачи), тоже решаются несколькими разными способами, в том числе и во времени. Например, некоторые социальные роли "играются" постоянно и везде, а другие точечно и в определённое время. А некоторые - закреплены биологически. Некоторые - закреплены социально, и эти "барьеры" лучше не ломать - чревато. Это очень интересные всё схемы, и тут вот ваши мифы с их особым временем - мне просто в в тему попались. Они каким-то образом это отражают. Структуру социума. И, пожалуй, дискретность личности. ))))

Edited at 2016-08-29 06:46 pm (UTC)
Ну вот.
Появились сложность и тонкость.
Однако при этом не утрачена и простота.
А она заключается в том, что миф - порождение людей. Точнее, игры их смыслов. Его секрет кроется в психологических нюансах, потому что человек не ведает, что может и что с мифом творит.
Миф - порождение людей и отражение игры их смыслов. в)))))
А что нет?
Или они - плод игры смыслов кого-то другого?
Кстати, если хотите в этом разобраться, почитайте А. М. Лобка "Антропология мифа". Получите охренительное удовольствие. И пользу.

А что нет?
Разве я возражаю? )))

Нет, пожалуй, не буду разбираться. ))) Не моё это, хотя в вашем изложении очень интересно.