мифоистория

Миф: функция социального моделирования



Данная группа составляющих мировоззренческой функции основана на способности мифа к социальному моделированию, к синтезу и выстраиванию ассоциативного ряда любых фактов и процессов отражаемой человеком действительности.

С помощью этой составляющей миф становится способом моделирования системных «опор» духовности, определяющих основные критерии поведения человека и общества в целом[1]. Происходит это посредством создания тех или иных образов исторической действительности, служащих своеобразным эталоном для людей[2]. Образов, побуждающих к определённой мировоззренческой позиции и норме поведения. Образов, созданных на основе реальной действительности, но не обязательно в соответствии с ней, так как главная задача их не в том, чтобы правильно отразить реальное, но в том, чтобы с его помощью влиять на общественное сознание, формируя те представления, которыми мы будем жить[3].

Чтобы понять, как это воплощается на практике, достаточно вспомнить советские фильмы 40-х годов: «Александр Невский», «Иван Грозный» и «Петр I», показывавшие, с какими трудностями сталкивались исторические деятели прошлого и на какие жертвы готовы были они идти ради великого будущего своей страны.

В моделировании образа прошлого, будущего или настоящего, тех или иных их вариантов заключается особое интеллектуальное своеобразие мифа как автономной символической формы общественного сознания, особым образом моделирующей мир[4]. Вот почему можно утверждать, что в той или иной степени любое социальное моделирование использует элементы мифа, так как строится на догадках, домыслах и гипотетических расчетах.

Более того, по сути, сам социальный миф есть такая специфическая, чувственно определённая модель, создаваемая в виде образа, который мог бы объединить людей прошлым и будущим и подвигнуть их к действию, ведь без цели и образа будущего жизнь теряет смысл[5]. Но как можно логически рассчитать будущее? Как учесть все будущие социальные и технологические изменения, просчитать все, пока не существующие, параметры и свойства? И, чем отдалённее будущее, тем в большей степени его модель строится на мифах. Нередко на его базе происходит выдвижение мессианских целей, которые расцениваются властью, как своеобразный трамплин в будущее, «большой скачок», «прыжок в светлое завтра», «новый мировой порядок»[6].

Здесь моделирование выступает как особое свойство и специфическая функция мифа, цель которого создание таких образов будущего, которые смогли бы расположить, очаровать, сплотить, объединить, связать и увлечь людей во имя их будущего[7]. Связать общество общей моделью прошлого и будущего – главная задача мифотворчества любого современного государства. Но эта способность мифа не ограничивается только социальной перспективой. Ведь миф моделирует взгляды на прошлое и будущее людей, их отношение к окружающему миру, стереотипы психологических реакций и форм социального поведения.

Положительно моделируя настоящее, миф работает на сохранение господствующей социально-политической реальности, отрицательно - на его изменение. Используя возможности средств массовой информации, он создает модели реальности, действующие на правах этой реальности (когда модель реальности становится реальностью модели) и по сути подменяющей её.

Не случайно выдающийся культуролог М. Элиаде считал миф единственно верной моделью действительности, в качестве примера приводя марксизм: «Чтобы мы не думали о научных притязаниях Маркса, ясно, что автор Коммунистического манифеста [курсив М. Элиаде – А. С.] берет и продолжает один из величайших эсхатологических мифов Средиземноморья и Среднего Востока, а именно: спасительную роль, которую должен был сыграть Справедливый ("избранный", "помазанный", "невинный", "миссионер", а в наше время – пролетариат), страдания которого призваны изменить онтологический статус мира.

Фактически бесклассовое общество Маркса и последующее исчезновение всех исторических напряженностей находит наиболее точный прецедент в мифе о Золотом Веке, который, согласно ряду учений, лежит в начале и в конце Истории»[8]. Такие же модели, быть может, правда, не настолько ярко выраженные, лежат в основе развития любого общества[9].

Впрочем, социальное моделирование не ограничивается выработкой общей для общества модели будущего, ради которого оно будет объединяться и трудиться. Не менее важным является формирование общей для членов общества модели поведения, включающей в себя определённые важные для него ценности и нормы, а также модели поведения различных социальных и возрастных групп.

Исходя из требований символической логики, мифы осуществляют поиск моделей, позволяющих понять, как формируются цепочки символических смыслов, определяют формальные смысловые ограничения (смыслы создаются не произвольно, а в соответствии с определённой системой подбора фактов, символов, ассоциаций) и правомерные связи между их частями.

Мифология дает инструментарий для анализа и синтеза окружающего мира (придание смысла), используя общую человеческую тенденцию – «выставлять в качестве примера историю одной человеческой жизни и превратить исторический персонаж в архетип»[10]. Примером этого являются персонажи культивируемых в обществе фильмов или книг. Например: Павел Корчагин из романа Н. Островского «Как закалялась сталь», Рахметов из «Что делать?» Н. Чернышевского или А. Мересьев из «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого.

Такими же героями, носителями определённой модели поведения являются герои американских вестернов (Уайт Эрп, Джесси Джеймс, Баффало Билл) и боевиков (Рэмбо, Джеймс Бонд, Грязный Гарри и пр.) Вот почему в мифах заложены модели человеческого поведения, одним этим придающие жизни ценность и смысл. С их помощью нуждающийся в собственной модели поведения, соответствующей его личностным качествам и возрасту, человек непроизвольно ищет (и находит) те архетипические образы, которые наполняют эту модель смысловым содержанием. Смысл – через соединение сознания с подсознанием достичь полной реализации своего духовного и интеллектуального потенциала. Результат этого – соединяющая смысл с реальностью «трансцендентная функция души» (К. Юнг)[11].

Литература
[1] См.: Цавьян Т. В. Мифологическое программирование / Т. В. Цавьян // Этнические стереотипы поведения. - М., 1985. - С. 154-178.
[2] См.: Грачев Г. В. Психология манипуляций в условиях политического кризиса /
Г. Грачев // ОНС: Общественные науки и современность. - М., 1997. - №4 - С. 106-114.
[3] См.: Кэмпбелл Дж. Мифы, в которых нам жить / Дж. Кэмпбелл: Пер. с англ. Семенов К... - Киев: София; М.: Гелиос, 2002. - 252 с.
[4] См.: Воеводина Л. Н. Мифотворчество как феномен современной культуры: Дис. ... докт. филос. наук.- М., 2002.- 282 с.: ил.
[5] См.: Кэмпбелл Дж. Пути к блаженству. Мифология и трансформация личности /
Дж. Кэмпбелл. — М.: Открытый мир, 2006. – 320 с.
[6] См. напр.: Левкиевская Е. Русская идея в контексте исторических мифологических моделей и механизмы их сакрализации / Е. Левкиевская // Мифы и мифология в современной России / Под редакцией К. Аймермахера, Ф. Бомсдорфа, Г. Бордюгова – М.: АИРО-ХХ, 2000. – С. 67-91.
[7] См. напр.: Горбатова Н. В. Феномен мифологии в политической жизни России
(90-е гг. XX века): Дис. … канд. полит. наук. – СПб., 2004. - 160 c.
[8] Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии / М. Элиаде. – М.-К., 1996. – С. 25.
[9] См.: Гудмен Н. Способы создания миров / Н. Гудмен / Пер. с англ. – М.: Идея-Пресс, Логос, Праксис, 2001, - 376 c.
[10] Психология религиозности и мистицизма: Хрестоматия. – С. 19.
[11] Юнг К.-Г. Душа и миф: Шесть архетипов / К.-Г. Юнг. - Киев; М.: Порт-Рояль; Совершенство, 1997. – С. 117.


Источник

Предыдущие статьи по универсальным функциям мифа:

Миф: исходные принципы систематизации источников http://skeptimist.livejournal.com/1260479.html
Исследование мифа: основные подходы и установки http://skeptimist.livejournal.com/1261213.html
Современные исследования мифа: основные направления, достижения и типичные заблуждения (начало)http://skeptimist.livejournal.com/1262695.html
Современные исследования мифа: основные направления, достижения и типичные заблуждения (окончание)http://skeptimist.livejournal.com/1263031.html
Мифологическое пространство: единство меняющихся множеств http://skeptimist.livejournal.com/1264866.html
Функции мифа: роль и основные принципы систематизации http://skeptimist.livejournal.com/1265784.html
Миф как универсалия культуры http://skeptimist.livejournal.com/1290349.html
Структура основных функций мифа http://skeptimist.livejournal.com/1295295.html
Универсальные функции мифа: общие подходы http://skeptimist.livejournal.com/1298656.html
Мировоззренческая функция мифа http://skeptimist.livejournal.com/1302095.html
Культурологическая функция мифа http://skeptimist.livejournal.com/1304305.html
Космологическая функция мифа http://skeptimist.livejournal.com/1305815.html
Миф: функция смыслообразования http://skeptimist.livejournal.com/1307190.html
Миф: функция символизации действительности http://skeptimist.livejournal.com/1316084.html
Миф: функция означивания http://skeptimist.livejournal.com/1317800.html

promo skeptimist август 30, 2015 12:32 6
Buy for 20 tokens
С 2012 по 2015 годы мне удалось издать 14 книг по современной мифологии. Разумеется, книги писались в разное время в течение примерно 20 лет. Просто издать их удалось позже. Так роман "Седьмая печать" писался более 10 лет и был закончен в 2005 году. А монографии "Мазепа" и "Батуринская резня"…