мифоистория

Миф: функция символизации действительности



Особую роль в мифотворчестве играет процесс символизации действительности. Поэтому, говоря о нём надо учесть следующее:

1) символ - термин, название или образ, обладающий дополнительным (знаковым) значением, кроме общепринятого и общеупотребимого; слово, чье значение выходит за рамки обычного функционирования и не поддаётся точному объяснению;

2) не встречаясь в обычной повседневной жизни, символы, тем не менее, отражают её и придают ей некую общую для всех значимость и глобальность, когда частные процессы и проблемы становятся общими. И происходит это потому, что наше восприятие вещей и явлений и отношение к ним всегда символично. Функция символов – уточнять и «сгущать» действие, придавая ему форму необходимости.

Вещь, понимаемая нами как символ, не имеет отношения ни к аллегории, ни к иносказанию, когда говорится одно, а подразумевается другое. Миф выполняет функцию символизации смысла бытия, где символ – «совпадение», «объединение, сбрасываемое в одно», где каждое явление, каждый конкретный поступок, обычного человека или политика, не существует сам по себе, но носит символический характер, отсылая массовое сознание к знакам, идеям, схемам, уже закреплённым в их подсознании ранее;

3) каждое знание есть определённая степень (форма) символа, так как все категории действительности требуют своих отдельных символизаций: от символических представлений вещей и социальных явлений до символической картины нашего мира[1]. И это неизбежно, ведь мы не можем отразить мир сразу, целиком, во всех его качествах и проявлениях; не можем воспринять или понять что-либо полностью и до конца, останавливаясь перед порогом, за которым начинается неопределенность. И какие бы приборы при этом ни использовали, какие бы методы ни применяли, разум перейти этот порог не может, подключая подсознательные аспекты восприятия действительности. Но бессознательно воспринимаемые объекты воспринимаются не столько в рациональной, сколько в символической форме[2].

Вот почему мы отражаем реальность более или менее символически. И всё, что встречается на нашем пути – люди, вещи, явления - так или иначе, через опыт, через опытные и интуитивные ассоциации, что-то символически для нас обозначает, теми или иными своими качествами что-то символическое для нас воплощает. А поскольку неопределённость психологически чужда человеку, он ищет определённости в отражающих мир символах[3];

4) символические составляющие играют огромную роль в жизни людей, определяя важные для них решения. Они формируют особую область сверхличных, всеобщих, социокультурных смыслов, задаваемых индивиду обществом (область бессознательного). Через символическое человек приобретает навыки социокультурного существования, усваивая господствующий в обществе социальный порядок и соблюдая его. Символическое в данном случае выступает как «порядок культуры», выполняющий регулирующую функцию[4];

5) символическое сознание видит знак в его глубинном измерении, привлекая массу ценностей, обрядов, верований, упорядоченных на уровне формы, образуя некую осмысленную композицию – не всегда осознанную, но обеспечивающую понятность и совместимость символов, через которые «психика пытается естественным путем примирить и вновь соединить имеющиеся в ней противоположности»[5];

6) мир символов мифологичен сам по себе, передаваясь через образы предметного мира, а миф имеет символическую природу, неся в себе такую информацию, которая в явной форме не выражается. Обладая способностью генерировать символы, миф обволакивает вещи, людей, явления, чтобы показать их значимую (для человека), глубинную, символическую сущность. Он соединяет всё со всем в одну неразрывную, но структурированную связь;

7) символы функционируют как язык, содержащий и выражающий различные мифологические смыслы[6]. Они возникают везде, где язык обретает знаки, чей смысл не просто указывает на предмет, но даёт ключ к раскрытию иных смыслов, отталкивающихся от первого и раскрывающихся через него, но выходящих за его пределы, так как «символический язык… по самой своей структуре является языком множественным»[7].

Объектом символизации, формирующим свою мифологию, может быть любое явление, любой предмет:

- солнце, земля, вода, небо, звёзды, облака, ветер, огонь, горы;

- деревья (дуб, например, символизирует крепость и тупость одновременно), цветы, растения, животные (лев, медведь, хорёк, змея, орёл, баран, павиан, петух, осёл и пр.);

- числа, жесты, мимика;

- явления (дождь, шторм, штиль, ветер, война, дефолт и пр.);

- еда (хлеб, соль, яйцо, водка, красное вино и пр.);

- различные вещи: часы (символизирует время, память), нить (течение жизни), полотенце (чистота), стол, скатерть, солонка, чаша, кольцо, подкова, серп, гитара, колыбель, одежда (определяет статус и символизирует состояние человека, его качества и даже перспективы) и т. п..

Причём, кроме общепринятой символизации следует учитывать и то личное, что олицетворяют для каждого человека окружающие его вещи, ставшие частью его жизни, одухотворённые воспоминаниями о чём-то для него важном. Кроме того, любая вещь (предмет) может сама по себе значить одно, но в сочетании с другими вещами, либо при определенных обстоятельствах (т. е. встроенная в другую систему) может символизировать совсем другое.

Задача символизации нередко сводится к тому, чтобы наполнять реальность символическим содержанием - символизировать реальность, «упрощать» её до символов, поскольку сущность любой доступной познанию вещи дается в определённых интерпретациях, носящих форму символов.

Однако на деле всё значительно сложнее. Возможности символа относительны. И каждый сам выбирает степень необходимой ему символизации, «простота» которой заключается в том, чтобы через набор заложенных в ней ассоциаций, найти в мифе понятную ему сложность и глубину, освоив действительность в форме образных повествований[8]. Но «символы, придающие политическому языку его властную силу, творят для публики картину политической реальности, которая кажется ей единственно подлинной и достоверной»[9].

В качестве подтверждения вышесказанного, пожалуй, достаточно привести фрагменты двух известных советских песен: «Вихри враждебные реют над нами» или «Наш паровоз вперед летит, в коммуне остановка. Иного нет у нас пути. В руках у нас винтовка». И всем было ясно тогда, что символизируют слова: «вихри», «паровоз», «коммуна», «путь», «винтовка». Разумеется, мифы - лишь одна из возможных символических форм, воздействующих на сознание посредством языка и кодирующих его.

Благодаря символизации миф:

- определяет символическое значение любого события, явления, социального поведения, включая символические аспекты чувств, действий, мыслей, ситуаций;

- формирует символическую картину мира, построенную на символическом искажении реальности, где знак той или иной ситуации для массового сознания важнее, чем сама ситуация;
- активизирует особый пророческий смысл символов.

Литература
[1] См.: Иванов В. В., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. / В. В. Иванов, В. Н. Топоров. - М.: Наука, 1965. - 246 с.
[2] См. напр.: Колесов В. В. Язык города / В. В. Колесов. - М.: Высшая школа, 1991. - 192 с.
[3] См. напр.: Козубовская Г. П. Проблема мифологизма в русской поэзии конца XIX -начала ХХ веков / Г. П. Козубовская. – Самара, Барнаул, 1995. - 159 с.
[4] См.: Лосева М. А. Мифологическое в смысловом контексте современной культуры дисс…канд.филос. наук. – Пермь, 2005. – 222 с.
[5] Юнг К. Г., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж. Л., Якоби И., Яффе А. Ук. соч. – С. 97.
[6] См.: Лосев А. Ф. Проблематика символа и реалистическое искусство / А. Ф. Лосев. – М.: Искусство, 1995. – 320 с.
[7] Барт Р. Ук. соч. - С. 353.
[8] См.: Веселовский А. Н. Миф и символ / А. Н. Веселовский // Русский фольклор. Вопросы теории фольклора. - 1979. Вып. 19. - С. 186-199.
[9] Разворотнева С. В. Язык власти, власть языка / С. В. Разворотнева // Психология и психоанализ власти. Т.1. Хрестоматия / Ред.-сост. Райгородский Д. Я. – Самара: Изд. Дом Бахрах, 1999. – С. 236.

Источник

Предыдущие статьи по универсальным функциям мифа:

Миф: исходные принципы систематизации источников http://skeptimist.livejournal.com/1260479.html
Исследование мифа: основные подходы и установки http://skeptimist.livejournal.com/1261213.html
Современные исследования мифа: основные направления, достижения и типичные заблуждения (начало)http://skeptimist.livejournal.com/1262695.html
Современные исследования мифа: основные направления, достижения и типичные заблуждения (окончание)http://skeptimist.livejournal.com/1263031.html
Мифологическое пространство: единство меняющихся множеств http://skeptimist.livejournal.com/1264866.html
Функции мифа: роль и основные принципы систематизации http://skeptimist.livejournal.com/1265784.html
Миф как универсалия культуры http://skeptimist.livejournal.com/1290349.html
Структура основных функций мифа http://skeptimist.livejournal.com/1295295.html
Универсальные функции мифа: общие подходы http://skeptimist.livejournal.com/1298656.html
Мировоззренческая функция мифа http://skeptimist.livejournal.com/1302095.html
Культурологическая функция мифа http://skeptimist.livejournal.com/1304305.html
Космологическая функция мифа http://skeptimist.livejournal.com/1305815.html
Миф: функция смыслообразования http://skeptimist.livejournal.com/1307190.html
promo skeptimist august 30, 2015 12:32 6
Buy for 20 tokens
С 2012 по 2015 годы мне удалось издать 14 книг по современной мифологии. Разумеется, книги писались в разное время в течение примерно 20 лет. Просто издать их удалось позже. Так роман "Седьмая печать" писался более 10 лет и был закончен в 2005 году. А монографии "Мазепа" и "Батуринская резня"…