мифоистория

Космологическая функция мифа



Под космологической функцией мифа понимается с одной стороны обустройство человеком своего мира-«космоса», а с другой его постоянное стремление к экзистенции. В результате в более конкретном смысле мировоззренческая функция оборачивается той функцией, задача которой придать человеческому мировоззрению космический характер и размах[1]. Тот размах, где микромир-человек и макромир-космос станут чем-то одним, единым, целым, имеющим общий смысл, общую цель и задачи, общие критерии и принципы как духовно-нравственные опоры, связующие в человеческом представлении землю и небо[2]. И эту составляющую мы называем космологической.

Благодаря ей:
- мировоззренческая функция позволяет проводить упорядочивание, «гармонизацию» мира и представлений о нём, объясняя современное политическое положение в свете определённого космогонического сюжета, простого и понятного для людей (например: представления о борьбе Добра со Злом времен президента Р. Рейгана, где свои – «хорошие парни» - представляют и защищают Америку как «сияющий город на холме» и борются против грозящей всем концом света – гибелью человечества в ядерной войне – «империи зла» в лице Советов);

- мир предстает, как реализованный замысел Бога, единый в целом и частностях. Замысел, где бесконечно большое и бесконечно малое, находясь в духовном и смысловом единстве, постоянно реализуется в людях, обществе, природе. Благодаря ей, люди ощущают причастность к вечному и через придание высшего смысла человеческой жизни и деятельности наделяют их необходимой для них «сакральностью» (например: «строительство коммунизма» в СССР или «большой скачок» в Китае).

Через космологическую составляющую мифологическая картина мира обретает конкретное, содержательно завершённое лицо. Лицо того или иного пространственно-временного социума, его культуры, определённой цивилизации или целой эпохи[3].

«Каждый раз, как человек осознает свою истинную, экзистенциальную ситуацию, то есть свой особый образ существования в Космосе, и принимает этот способ существования, он выражает эти решающие ощущения образами и мифами, которые потом займут привилегированное положение в духовной традиции человечества»[4] и сформируют особое психофизическое состояние[5].

Так человек создает мир, в котором материя и психика едины и по отдельности не реализуются. Мир, где разум подчинён этическим законам, видящим выражение всеобщего в самом малом. Мир, где мысли и деятельность человека обретают космическую значимость, где человек становится мерой всех вещей, а мир, космос – человекомерным[6]. Мир, где мифы воспринимаются как образы, исторгнутые душой человечества, как мысль, разлитая в природе, как своего рода пророчество и попытка рационального толкования через вопрошание, как слово, брошенное в вечность.
Так в мифе вопрос этики и смысла поднимается до космической высоты.

Литература

[1] См. напр.: Паранук К. Н. Мифопоэтика и художественный образ мира в современном адыгском романе: Дис. … докт. филол. наук. – Майкоп, 2006. – 406 с.
[2] См.: Бальбуров Э.А. Русский космизм: философия, наука, поэзия, миф / Э. А. Бальбуров // Гуманит. науки в Сибири. Сер. филол. - Новосибирск, 1995. - №4. - С. 10-17.
[3] См.: Могильнер М. Мифология «подпольного человека»: радикальный микрокосм в России начала ХХ века как предмет семиотического анализа / М. Могильнер. — М.: Новое литературное обозрение, 1999. — 207 с.
[4] Элиаде М. Азиатская алхимия. Сборник эссе / М. Элиаде. – М.: Янус-К, 1998. – С. 450.
[5] unus mundus – по К. Юнгу, концепция всеединой реальности
[6] См.: Комаров В. Н. Тайны пространства и времени / В. Н. Комаров. – М.: Вече, 2000. – С. 21-22, 272-293.

Источник

Предыдущие статьи по универсальным функциям мифа:

Миф: исходные принципы систематизации источников http://skeptimist.livejournal.com/1260479.html
Исследование мифа: основные подходы и установки http://skeptimist.livejournal.com/1261213.html
Современные исследования мифа: основные направления, достижения и типичные заблуждения (начало)http://skeptimist.livejournal.com/1262695.html
Современные исследования мифа: основные направления, достижения и типичные заблуждения (окончание)http://skeptimist.livejournal.com/1263031.html
Мифологическое пространство: единство меняющихся множеств http://skeptimist.livejournal.com/1264866.html
Функции мифа: роль и основные принципы систематизации http://skeptimist.livejournal.com/1265784.html
Миф как универсалия культуры http://skeptimist.livejournal.com/1290349.html
Структура основных функций мифа http://skeptimist.livejournal.com/1295295.html
Универсальные функции мифа: общие подходы http://skeptimist.livejournal.com/1298656.html
Мировоззренческая функция мифа http://skeptimist.livejournal.com/1302095.html
Культурологическая функция мифа http://skeptimist.livejournal.com/1304305.html
promo skeptimist august 30, 2015 12:32 6
Buy for 20 tokens
С 2012 по 2015 годы мне удалось издать 14 книг по современной мифологии. Разумеется, книги писались в разное время в течение примерно 20 лет. Просто издать их удалось позже. Так роман "Седьмая печать" писался более 10 лет и был закончен в 2005 году. А монографии "Мазепа" и "Батуринская резня"…