современный миф

Универсальные функции мифа: общие подходы



Под общим названием универсальных сгруппированы функции отражения окружающего мира в мифических (символических) формах, их формирования, усвоения и распространения, позволяющие людям, социальным группам, обществу формировать и усваивать определённые представления о мире и нем самом. По сути в данном случае речь идёт о всей совокупности духовного производства общества и человека, требующего комплексного воздействия всей среды.

Универсальность мифов объясняется:
- их универсальной структурой, поразительной структурной гибкостью, способностью подстроиться под любой запрос общества или человека, быть современными и предоставлять человеку ответы, в которых органично сливаются коллективный опыт и социальные мотивации;

- универсальностью (повторяемостью) социальных ситуаций, в которых оказывается человек на разных стадиях жизни и развития, в разных странах и эпохах, и которые мифы воспроизводят;

- универсальностью психофизических механизмов, порождающих архетипические структуры. Их функция – актуализация в нашем сознании мифологических «начал»; актуализация «другой реальности», скрытой за внешними формами и обитающей в наших душах. В результате, как и прежде, «великие мифические темы продолжают повторяться в смутных глубинах психики»[1], меняя лишь аспекты мифа и характер его воздействия.
В свою очередь эти функции можно условно разделить на три группы, к которым относятся:

а) мировоззренческая функция, в своем действии охватывающая всю совокупность рассматриваемых в рамках мировоззрения функций, с преобладанием той или иной их стороны;

б) эпистемологическая функция, включающая в себя всевозможные аспекты человеческого познания, отражения окружающего мира в особых мифических формах;

в) функция усвоения и передачи отражённых массовым сознанием представлений.
Особенно важным для общества является мировоззренческая функция, посредством которой мифы:
- определяют и формируют человеческое сознание, как личное, так и общественное;
- способствуют социализации личности, его духовной работе; формируют целые культуры, цивилизации, их пространственно-временные пласты;
- обеспечивают заданность и результативность, а через них – смысл и целесообразность духовной работы всего общества, позволяя рассматривать становление реального мира сквозь призму «миф – сознание».

Благодаря этой функции мифы:
- определяют смысл духовной работы каждого, подчинённой главной цели общества на данный исторический момент;
- приводят в одну систему всю совокупность имеющихся знаний, научных и интуитивных представлений, интеллектуальных умений и навыков, лежащих в основе психофизической и социальной деятельности каждого человека, давая ему обоснование тех или иных его поступков на протяжении всей жизни[2].
Среди основных функций мифа особо стоит выделить мировоззренческие функции.
Мировоззренческие функции в свою очередь включает в себя различные аспекты функционирования мифа, которые можно разделить на три основные составляющие:

а) формирование мировоззрения и культуры (мировоззренческая, культурологическая, космологическая функции);

б) символизация действительности (организация процесса символизации, смыслообразования, означивания);

в) социальное моделирование действительности[3] (моделирования, синкретизации и ассоциации) .
Мировоззренческие функции отвечают за формирование духовной и социальной среды. В рамках одной мифосистемы они играют роль интегрирующих, фундаментальных основ для всех функций современного мифа, определяя их направленность, глубину, силу и комплексность воздействия на общество и людей. С них начинается процесс восприятия и познания мира в начале формирования личности. Ими он и заканчивается, когда личность (общество) выстраивает удобную для себя систему представлений, в рамках которой она будет определённое время жить, работать, развиваться.
В данном случае миф выступает как следствие определённого состояния ума, определённого способа мышления и мировидения, которые социум в той или иной степени «ставит» человеку, так же, как ставят голос оперному певцу. Посредством этого личность находит ответы на фундаментальные вопросы своего бытия, «настраивается» на те или иные духовные ценности; определяет, что любить, а что ненавидеть; выясняет: за что и почему?
По сути, через эти мировоззренческие функции происходит наполнение человека той информацией, которая позволяет ему чувствовать себя естественно в среде обитания. Наполнение информацией, достаточно близкой, естественной, чувственно окрашенной, соотносимой со средой человека и его желаниями, легко понимаемой и принимаемой, значимой[4].
Так, познавая окружающий мир, личность через миф идентифицируется, кодируется, «метится» обществом, как своя. И, как правило, собственно, таковой и является.

Литература

[1] Психология религиозности и мистицизма: Хрестоматия. – С. 13.
[2]См.: Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры /
Э. Кассирер // Философские науки. – 1991. - №7. – С. 97-133.
[3] См.: Карев Е. И. Социально-политический миф в контексте инфовзаимодействия /
Е. И. Карев // Проблемы инфовзаимодействия. Новосибирск, 1995. Вып. 2. С. 84-96.
[4] См.: Круглов А. Н. Трансценденталистская интерпретация мифа / А. Н. Круглов // Разум и экзистенция. Анализ научных и вненаучных форм мышления. Под ред.
И. Т. Касавина и В. Н. Поруса. - СПб. : РХГИ, 1999. - С. 150-162.

Источник

Предыдущие статьи по универсальным функциям мифа:

Миф: исходные принципы систематизации источников http://skeptimist.livejournal.com/1260479.html
Исследование мифа: основные подходы и установки http://skeptimist.livejournal.com/1261213.html
Современные исследования мифа: основные направления, достижения и типичные заблуждения (начало)http://skeptimist.livejournal.com/1262695.html
Современные исследования мифа: основные направления, достижения и типичные заблуждения (окончание)http://skeptimist.livejournal.com/1263031.html
Мифологическое пространство: единство меняющихся множеств http://skeptimist.livejournal.com/1264866.html
Функции мифа: роль и основные принципы систематизации http://skeptimist.livejournal.com/1265784.html
Миф как универсалия культуры http://skeptimist.livejournal.com/1290349.html
Структура основных функций мифа http://skeptimist.livejournal.com/1295295.html
promo skeptimist august 30, 2015 12:32 6
Buy for 20 tokens
С 2012 по 2015 годы мне удалось издать 14 книг по современной мифологии. Разумеется, книги писались в разное время в течение примерно 20 лет. Просто издать их удалось позже. Так роман "Седьмая печать" писался более 10 лет и был закончен в 2005 году. А монографии "Мазепа" и "Батуринская резня"…