skeptimist (Блог Андрея В. Ставицкого) (skeptimist) wrote,
skeptimist (Блог Андрея В. Ставицкого)
skeptimist

Category:

ФУНКЦИИ МИФА: РОЛЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ




Функции мифа не ограничиваются сферой мировоззрения,
поскольку в силу его универсальности должны включать в себя
все спектры жизнедеятельности человека,
делая его существование осмысленным.


1. Структура основных функций мифа

Особые свойства социально-политического мифа позволяют играть ему важную роль в обществе, выполняя в нём свои специфические функции. Функции, возложенные обществом на миф, без которых оно обойтись не может. Поэтому структура мифа как универсальной социокультурной системы может выстраиваться на основе его функций[1], так как через функции мифа раскрывается его сущность[2], а функции в свою очередь есть проявление сущности мифа во всём его разнообразии и целостности. Более того, возможно, функции мифа дают шанс выстроить структуру мифа, исходя не из сопутствующих мифу контекстов, а из него самого[3].

Впрочем, поскольку общего единства применительно к функциям среди исследователей мифа не наблюдается, есть смысл остановиться на данном вопросе подробнее.

По функциональному применению миф многообразен и универсален. При этом, как и положено мифу, он не функционирует в одной строго определённой плоскости, реализуя свои возможности сразу на всех уровнях и во всех областях жизни общества и государства (политика, экономика, социальные и национальные отношения, наука, религия, культура). И поскольку его социальное назначение синергетично и многофункционально, на практике речь должна идти о взаимопереплетении функций мифа и их «пучковом», целенаправленном взаимодействии. И поэтому предложенное их деление довольно условно и ограниченно как любая схема. Но она позволяет лучше понять объект исследования.

Наиболее фундаментальные функции мифа касаются его роли в формировании мировоззрения, поскольку осмысление человеком и обществом реальности базируется не только на научных знаниях, а на всём богатстве культуры, на вере и убеждениях, то есть происходит посредством мифов (мифологизированных, т. е. чувственно-образно-символически воспринимаемых, знаний).

Однако функции мифа не ограничиваются сферой мировоззрения[4], поскольку в силу его универсальности должны включать в себя все спектры жизнедеятельности человека, делая его существование осмысленным. У него есть и ролевые функции, задача которых - поддержание традиции и непрерывности в развитии общественного сознания любой человеческой общности в наиболее привычных для неё формах, моделирование её социальной организации и общественно-политической ориентации, которые могут быть сведены к функциям созидания и разрушения, развития и сохранения[5].

В данном исследовании мы предлагаем один из возможных вариантов классификации, по которому все функции могут быть разделены на три основных группы, распределённые в соответствии со своей ролью и назначением. К ним относятся:

1) функции универсальные, задача которых - отражение образно-символически воспринимаемой реальности и формирование сознания;

2) функции ролевые, социально-политические, занимающиеся сохранением или изменением, разрушением и преобразованием в обществе мифических представлений;
3) функции прикладные (инструментальные), используемые для непосредственного воздействия на сознание.

Универсальные функции участвуют в формировании мировоззрения во всей его полноте и многообразии, способствуя организации человеческих представлений о мире и обществе в единую систему, органически цельную, позволяющую объединить мир и человека в духе, а затем в своем мировоззрении системно отразить[6].

Эта группа включает в себя мировоззренческую и эпистемологическую (познавательную) функции, а также коммуникативную функцию усвоения и передачи представлений сознаниякаждая из которых представляет собой целый "пучок" (веер) функций, замыкающихся на неё.

Вторая группа выстраивается на основе первой, обращая мировоззрение в действо, и поэтому её функции условно можно назвать социально-политическими.

В их состав включены функции, позволяющие обществу поддерживать в нём необходимые для его функционирования процессы с помощью культивируемых в обществе мифов, способствующие его развитию и выживанию, консервации и духовному преобразованию, сохранению, изменению, разрушению и преобразованию мифических представлений, а через них и общества. Функции, формирующие, регулирующие, нормализующие отношения в обществе, определяющие его цели и приоритеты.

Третья группа объединяет функции прикладного характера, инструментальные, практические функции, задача которых заключается в непосредственном воздействии на общество и людей, на их сознание и подсознание. Функции, благодаря которым власть, правящие элиты могут эффективно управлять массами, гарантируя сохранение оптимальных для них отношений, безопасность общества и государства, а массы могут этой власти по мере возможности противостоять. Функции, максимально эффективно используемые политтехнологами, PR-менеджерами, маркетологами, специалистами рекламы[7].

Впрочем, данный подход нуждается в известном добавлении. Так в зависимости от установок в вопросе о функциях мифа можно выделить три исходных варианта его функционирования в современных условиях. В первом варианте действие мифа можно свести только к одной функции – мифологизации, когда миф обращает в миф любые вещи, явления и отношения. И данный процесс не просто имеет место, а носит тотальный характер в обществе. Только не распознаётся. А через мифологизацию проявляются все остальные функции, как её производные. Во втором варианте применительно к мифу уместна функциональная оппозиция – мифологизируя, разрушать и созидать, сохранять и преобразовывать. В третьем варианте допустимо предложить триаду функций, в рамках которых происходит мифологизация: созерцания, разрушения и созидания. Все остальные функции, а их у мифа довольно много, могут выстраиваться в рамках данных структур[8].

2. Универсальные функции мифа: общие подходы

Под общим названием универсальных сгруппированы функции отражения окружающего мира в мифических (символических) формах, их формирования, усвоения и распространения, позволяющие людям, социальным группам, обществу формировать и усваивать определённые представления о мире и нем самом. По сути в данном случае речь идёт о всей совокупности духовного производства общества и человека, требующего комплексного воздействия всей среды.
Универсальность мифов объясняется:
- их универсальной структурой, поразительной структурной гибкостью, способностью подстроиться под любой запрос общества или человека, быть современными и предоставлять человеку ответы, в которых органично сливаются коллективный опыт и социальные мотивации;

- универсальностью (повторяемостью) социальных ситуаций, в которых оказывается человек на разных стадиях жизни и развития, в разных странах и эпохах, и которые мифы воспроизводят;

- универсальностью психофизических механизмов, порождающих архетипические структуры. Их функция – актуализация в нашем сознании мифологических «начал»; актуализация «другой реальности», скрытой за внешними формами и обитающей в наших душах. В результате, как и прежде, «великие мифические темы продолжают повторяться в смутных глубинах психики»[9], меняя лишь аспекты мифа и характер его воздействия.
В свою очередь эти функции можно условно разделить на три группы, к которым относятся:

а) мировоззренческая функция, в своем действии охватывающая всю совокупность рассматриваемых в рамках мировоззрения функций, с преобладанием той или иной их стороны;

б) эпистемологическая функция, включающая в себя всевозможные аспекты человеческого познания, отражения окружающего мира в особых мифических формах;

в) функция усвоения и передачи отражённых массовым сознанием представлений.

Особенно важным для общества является мировоззренческая функция, посредством которой мифы:

- определяют и формируют человеческое сознание, как личное, так и общественное;

- способствуют социализации личности, его духовной работе; формируют целые культуры, цивилизации, их пространственно-временные пласты;

- обеспечивают заданность и результативность, а через них – смысл и целесообразность духовной работы всего общества, позволяя рассматривать становление реального мира сквозь призму «миф – сознание».

Благодаря этой функции мифы:
- определяют смысл духовной работы каждого, подчинённой главной цели общества на данный исторический момент;

- приводят в одну систему всю совокупность имеющихся знаний, научных и интуитивных представлений, интеллектуальных умений и навыков, лежащих в основе психофизической и социальной деятельности каждого человека, давая ему обоснование тех или иных его поступков на протяжении всей жизни[10].

3. Мировоззренческие функции мифа: структура и назначение

Мировоззренческие функции в свою очередь включает в себя различные аспекты функционирования мифа, которые можно разделить на три основные составляющие:

а) формирование мировоззрения и культуры;

б) символизация действительности (организация процесса символизации, смыслообразования, означивания);

в) социальное моделирование действительности[11].

Мировоззренческие функции отвечают за формирование духовной и социальной среды. В рамках одной мифосистемы они играют роль интегрирующих, фундаментальных основ для всех функций современного мифа, определяя их направленность, глубину, силу и комплексность воздействия на общество и людей. С них начинается процесс восприятия и познания мира в начале формирования личности. Ими он и заканчивается, когда личность (общество) выстраивает удобную для себя систему представлений, в рамках которой она будет определённое время жить, работать, развиваться.

В данном случае миф выступает как следствие определённого состояния ума, определённого способа мышления и мировидения, которые социум в той или иной степени «ставит» человеку, так же, как ставят голос оперному певцу. Посредством этого личность находит ответы на фундаментальные вопросы своего бытия, «настраивается» на те или иные духовные ценности; определяет, что любить, а что ненавидеть; выясняет: за что и почему?

По сути, через эти мировоззренческие функции происходит наполнение человека той информацией, которая позволяет ему чувствовать себя естественно в среде обитания. Наполнение информацией, достаточно близкой, естественной, чувственно окрашенной, соотносимой со средой человека и его желаниями, легко понимаемой и принимаемой, значимой[12]. Так, познавая окружающий мир, личность через миф идентифицируется, кодируется, «метится» обществом, как своя. И, как правило, собственно, таковой и является.


Литература
[1] См.: Попов Я. Н. Мир без противоречий (функции мифа в обществе) // Гуманитарные исследования. Уссурийск, 1999. Вып. 3. С. 124-128.
[2] См.: Пивоев В. М. Функции мифа в культуре // Вестник МГУ. 1993. №3. С. 36-45.
[3] См.: Ставицкий А. В. Структура и функции мифа: тайны, открытия, заблуждения. Севастополь: Рибест, 2016. 136 с.
[4] См.: Репин Е. А., Репина Н. А. Миф о социуме / Е. А. Репин, Н. А. Репина // Общественные науки и современность. - 1996. - № 5. – С. 28-33.
[5] См.: Рождественский А. Мифическое как человеческое самопонимание /
А. Рождественский // Размышления о хаосе: [Материалы Второго междунар. филос.-кльтурол. симпозиума, СПб.,: 1-4 июня 1997 г.]. - СПб., 1997. - C. 81-100.
[6] См.: Воеводина Л. Н. Миф как объект культурологического анализа: эволюция понятийно-смысловой реконструкции мифа / Моск. гос. ун-т культуры /
Л. Н. Воеводина. - М., 1995. - 40 с.
[7] См.: Ваганов А. Г. Мифологическое мышление и сетевые коммуникационные технологии / А. Г. Ваганов // Мир психологии. - 2003. - №3 (35). - С. 62-75.
[8] В связи с данным вариантом структурирования следует отметить, что, пожалуй, именно этот вариант наиболее полно соответствует диалектическому принципу, предлагая собственно структуру мифа вне неизбежно сопровождающих его контекстов, варианты которых были рассмотрены ранее. Поэтому уместно вспомнить, высказывание А. Ф. Лосева, что миф – «не выдумка, а содержит в себе строжайшую и определеннейшую структуру и есть логически, т. е. прежде всего диалектически, необходимая категория сознания и бытия вообще» (Лосев А.Ф. Ук. соч. С. 211).
[9] Психология религиозности и мистицизма: Хрестоматия. – С. 13.
[10]См.: Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры /
Э. Кассирер // Философские науки. – 1991. - №7. – С. 97-133.
[11] См.: Карев Е. И. Социально-политический миф в контексте инфовзаимодействия /
Е. И. Карев // Проблемы инфовзаимодействия. Новосибирск, 1995. Вып. 2. С. 84-96.
[12] См.: Круглов А. Н. Трансценденталистская интерпретация мифа / А. Н. Круглов // Разум и экзистенция. Анализ научных и вненаучных форм мышления. Под ред.
И. Т. Касавина и В. Н. Поруса. - СПб. : РХГИ, 1999. - С. 150-162.

Источник

Предыдущие статьи по универсальным функциям мифа:

Миф: исходные принципы систематизации источников http://skeptimist.livejournal.com/1260479.html
Исследование мифа: основные подходы и установки http://skeptimist.livejournal.com/1261213.html
Современные исследования мифа: основные направления, достижения и типичные заблуждения (начало) http://skeptimist.livejournal.com/1262695.html
Современные исследования мифа: основные направления, достижения и типичные заблуждения (окончание) http://skeptimist.livejournal.com/1263031.html
Мифологическое пространство: единство меняющихся множеств http://skeptimist.livejournal.com/1264866.html
Tags: современный миф, функции мифа
Subscribe
promo skeptimist август 30, 2015 12:32 6
Buy for 20 tokens
С 2012 по 2015 годы мне удалось издать 14 книг по современной мифологии. Разумеется, книги писались в разное время в течение примерно 20 лет. Просто издать их удалось позже. Так роман "Седьмая печать" писался более 10 лет и был закончен в 2005 году. А монографии "Мазепа" и "Батуринская резня"…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments