skeptimist (Блог Андрея В. Ставицкого) (skeptimist) wrote,
skeptimist (Блог Андрея В. Ставицкого)
skeptimist

Categories:

Мифологическое пространство: единство меняющихся множеств



Говоря о функционировании мифов в обществе, следует отметить, что ни один миф не существует сам по себе, в отдельности, хотя именно так, как правило, рассматривается. Он всегда часть мифологической системы, включающей в себя всю совокупность работающих на неё мифов, маленьких и больших, взаимодействующих, переплетаясь, составляющих некую единую сложную иерархическую структуру[1].

Среди наиболее значительных мифов такого рода можно выделить «советский миф», «американский миф», «мифы Запада», «демократический миф», «тоталитарный миф», «мифы холодной войны» и пр., каждый из которых представляет собой сложную мифологическую систему, включающую самые разные мифы (социально-политические, экономические, национальные, культурные, бытовые), построенные в определённой смысловой заданности и в соответствие с определённой иерархией.

В них каждое заинтересованное лицо (государство, общество, нация, класс, партия, человек) предлагает и культивирует своё видение мира, свои идеалы и ценности, свои варианты социального поведения и решения назревших проблем[2]. Стоит отметить также, что и они не существуют изолированно друг от друга, хотя и «работают» по принципу замкнутых систем, поскольку построены на взаимодействии, становясь, в несколько изменённом виде, частью друг друга[3], отражаясь большим в малом и малым в большом.

Так, скажем, «демократический миф» включает в себя критический анализ «тоталитарного мифа»; при этом они могут быть включены в мифологию «холодной войны», по-разному подаваемую в зависимости от того, с чьей позиции она рассматривается. «Коммунистический миф» может включать в себя «советский миф» как некое «практическое» приложение, но при этом сам он входит частью в «советский миф», составляя его «теоретическую» основу. В этом случае мифом может стать отношение к государству, к правам человека, к собственности, к идее свободы («осознанная необходимость» или «право выбора»?) или справедливости (как мести, награды, воздаяния или возмездия).

Миф может:
- прятаться в символе (красная звезда, крест, тризуб), сказке (напр.: рассказы о вождях-основателях или героях), метафоре («великий кормчий», «железная леди», «рука Москвы»), художественном фильме (напр.: «Кубанские казаки»), картине (напр.: «Малая земля» А. Налбандяна), песне (напр.: «Широка страна моя родная») или стихотворении (напр.: «Ленин и печник»);

- проявиться в притче (напр.: «гадкий утенок») или анекдоте (напр.: о Н. С. Хрущеве, Чапаеве или Штирлице), в которых отражаются определённые взгляды, отношения и духовные ценности, исповедуемые людьми;

- проступить в каком-либо образе (напр.: статуи Свободы или «Рабочий и колхозница»), лозунге (напр.: «Русские идут»), рекламном слогане (напр.: «Современное поколение выбирает пепси»), афоризме (напр.: «Умом Россию не понять…»);

- выразиться и воплотиться в какой-либо осмысленной фразе (напр.: «Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет - и выше»).

Миф может вырастать из слухов, мнений, подборки политических новостей и даже на основе одной грамотно сделанной (с соответствующими комментариями) и запущенной в средства массовой информации фотографии (напр.: «коммунисты – вперед» или «узник сербских концлагерей», «Б. Ельцин на танке» или «борцы за свободу Чечни»).

При этом ещё раз подчеркнём, ни один из этих «частных» мифов не возникает сам по себе[4]. Они всегда возникают, прорастают и функционируют в рамках определённой питательной для них мифосистемы и среды, встраиваясь в них и выполняя в них свою особую роль.

Чтобы было понятно, насколько сложной и насыщенной может быть представленная в развёрнутом виде подобная мифосистема, попробуем показать это на примере «советского мифа», хотя бы перечислив наиболее общие входящие в него мифологемы[5]. Теоретическую основу «советского мифа» составляет мифология марксизма-ленинизма, которая включают в себя:

- мифы о Классовой Борьбе, капитализме и исторической Миссии Рабочего Класса (история мира как история борьбы классов; паразитизм буржуазии и историческая неизбежность победы пролетариата; империализм как паразитический, загнивающий и умирающий капитализм, канун социалистической революции; диктатура пролетариата как высшее проявление демократии; пролетариат России – самый революционный и сознательный пролетариат в мире и т. п.);

- мифы о Революции (о возможности победы социалистической революции в отсталой стране;

- мифы о движущих силах революции в России и пр.);

- о Государстве (государство как аппарат классового насилия; пролетарская революция и диктатура пролетариата; диктатура и политические свободы; диктатура пролетариата и слом старой буржуазной государственной машины; победа пролетариата и отмирание государства; о диктатуре пролетариата в крестьянской стране; от диктатуры пролетариата к общенародному государству и т. п.);

- мифы о Коммунизме и путях его достижения[6] (коммунизм как высшая общественно-экономическая формация; принципы коммунизма; период диктатуры пролетариата – переходный период на пути к коммунизму; социализм как новый прогрессивный общественный строй, неизбежность его утверждения и победы во всем мире и т. п.);

- политическую мифологию Советской власти, утверждающую культ Партии и Государства, включающую мифы о Партии (партия - авангард пролетариата; «партия нового типа»; «коммунистом можно стать только тогда…»; партия – «ум, честь и совесть нашей эпохи»; единственная привилегия коммуниста - быть впереди; и т. п.)

- мифы о Советском Государстве[7], его характере и эволюции (какой класс осуществляет власть? в чьих интересах? диктатура или демократия? Советы как высшая форма государства; «отмирание» государства: от диктатуры к общенародному государству; советское государство и проблема осуществления политических прав и свобод…); социально-экономическую мифологию Советской власти, включающую в себя мифы о Собственности и её революционном преобразовании (частная собственность как основа социального неравенства, эксплуатации человека человеком и необходимость её уничтожения; общенародная собственность как основа социального равенства людей и роста их благосостояния; «каждому по труду» и «стирание» материального интереса; общенародная собственность и «прыжок» в феодализм; плановое хозяйство как новый тип натурального хозяйства и т. п.);

- мифы о ликвидации антагонистических противоречий, прекращении эксплуатации и стирании классовых различий при социализме (что значит «уничтожить буржуазию как класс»? насилие как кратчайший путь к социальной справедливости; что пришло на смену эксплуатации человека человеком? коллективизация как первый шаг на пути стирания классовых различий и т. п.);

- мифы о социально-экономических преимуществах социализма (все для блага человека; рынок или План? что такое рынок и почему он не нужен при социализме? чем живет советский человек? материальный интерес как буржуазный пережиток; проблема темпов развития СССР; темпы экономического роста как главный аргумент идеологической войны; статистика социализма: что и как мы считали? социализм и «ограбление природных ресурсов» и пр.).

Особую роль в системе «советского мифа» играла историческая мифология, задача которой была создать особую историю. В ней воплощались основные идеи марксизма-ленинизма, а образование СССР представлялось как высшее достижение всего человечества в его борьбе за свободу и справедливость[8].

Эта история давала массу примеров, призванных культивировать основные ценности и идеалы советского строя, формировать культ Системы через маленькие и большие культы её вождей и героев[9], побуждать людей на массовый трудовой героизм во имя светлого завтра («Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»).

Эта чрезвычайно разветвлённая мифосистема поддерживалась всей мощью государства через систему образования[10], науки, культуры: литературой, изобразительным искусством, кино, театром, музыкой, массовым народным творчеством, фольклором, осуществлявшими тотальную политическую пропаганду[11], поражающую своими масштабами и сейчас.
Но не будем строить иллюзий: такие мифы не являются исключительным достижением т. н. «социалистических стран». Каждая нация, каждый народ, каждое государство, каждое политическое сообщество создаёт нечто подобное, формируя, развивая, пестуя свою мифосистему, которая в свою очередь весьма эффективно действует в обществе, функционируя в рамках отведённых для неё пределов[12] и формируя тот космос психосоциального мифологического бытия, который Г. Д. Гачев назвал «космо-психо-логос»[13].

Литература
[1] См.: Бойм С. Общие места. Мифология повседневной жизни / С. Бойм. - М.: Новое лит. обозрение, 2002. - 320 с.
[2] См.: Богатая Л. Н. Символ в функционировании социального организма: Дис... канд. филос. наук: 09.00.03 / Южноукраинский гос. педагогический ун-т им. К. Д. Ушинского (Одесса) / Л. Н. Богатая. — О., 2001. — 190 л. + прил.
[3] См.: Бугров В. А. Мова та символ в контексті проблеми розуміння: Дис... канд. філос. наук: 09.00.01 / Київський ун-т ім. Тараса Шевченка / В. А. Бугров. — К., 1996. — 156 л.
[4] См.: Ваганов А. Г. Мифологическое мышление и сетевые коммуникационные технологии / А. Г. Ваганов // Мир психологии. - 2003. - №3 (35). - С. 62-75.
[5] См.: Чернышев А. Современная советская мифология / А. Чернышев. – Тверь, 1992. – 287 с.
[6] См.: Фирсов Н. Н. Ук. соч.
[7] См.: Восленский М. С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза /
М. С. Восленский. – М.: Советская Россия совм. с МП Октябрь, 1991. – 624 с.
[8] См.: Почещов Г. Г. Тоталитарный человек: очерки тоталитарного символизма и мифологии / Г. Г. Почепцов. - К.:Глобус, 1994. – 151 с.
[9] См.: Щербинина Н. Г. «Герой» воспетый (Политологический анализ песен о Сталине) / Н. Г. Щербинина // Политические исследования, 1998. - №6. - С. 103-112.
[10] См.: Щербинин А. И. «С картинки в твоем букваре», или Аз, Веди, Глагол, Мыслете и Живете тоталитарной индоктринации / А. И. Щербинин // Политические исследования, 1999. - №1. - С. 116-136.
[11] См.: Щербинин А. И. Тоталитарная индоктринация: у истоков системы (Политические праздники и игры) / А. И. Щербинин // Политические исследования. – 1998, №5. - С. 79-96.
[12] См.: Шлезингер-мл. А. М. Циклы американской истории / А. М. Шлезингер-мл. - М.: Прогресс-Наука, 1992. – 686 с.
[13] См.: Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Лекция Георгия Гачева [Электронный ресурс] / Г. Д. Гачев. - Режим доступа: http://www.polit.ru/lectures/2007/05/24/kulturosob.html

Источник

Предыдущие статьи по универсальным функциям мифа:

Миф: исходные принципы систематизации источников http://skeptimist.livejournal.com/1260479.html
Исследование мифа: основные подходы и установки http://skeptimist.livejournal.com/1261213.html
Современные исследования мифа: основные направления, достижения и типичные заблуждения (начало) http://skeptimist.livejournal.com/1262695.html
Современные исследования мифа: основные направления, достижения и типичные заблуждения (окончание) http://skeptimist.livejournal.com/1263031.html
Tags: современный миф, функции мифа
Subscribe
promo skeptimist august 30, 2015 12:32 6
Buy for 20 tokens
С 2012 по 2015 годы мне удалось издать 14 книг по современной мифологии. Разумеется, книги писались в разное время в течение примерно 20 лет. Просто издать их удалось позже. Так роман "Седьмая печать" писался более 10 лет и был закончен в 2005 году. А монографии "Мазепа" и "Батуринская резня"…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments