мифоистория

Мои книги: Онтология современного мифа



Третьей моей монографией стала "Онтология современного мифа" (544 с.), которая вышла летом 2012 года через два месяца после "Мазепы" и "Батуринской резни".

Правда, в отличие от них, "Онтология" посвящена не популярным и даже местами прикольным вопросам украинского исторического бытия, а серьёзным сущностным аспектам существования мифа (онтология - учение о сущностных началах бытия) и замахнулась на базовые, фундаментальные основы научного познания.

В результате на примерах, взятых большей частью из т.н. "естественных" наук, мне удалось показать, что для человека миф принципиально неустраним, потому что:
1)между человеком и фактом реальности всегда находится созданный нашим сознанием образ реальности, который:
- возникает как результат сложного процесса восприятия реальности, помноженного на чувства, опыт, страхи и надежды воспринимающего;
- воспринимается как факт сознания;
2) человек всегда будет мыслить и рационально, и мифологически, логически и образно-символически в силу целого ряда причин:
- физиологических (бинарное устройство головного мозга);
- психологических (восприятие мира на разных уровнях сознания);
- лингвистических (смысловая избыточность языка); а также в силу особенностей:
- процесса познания (отражение бесконечного локальными средствами);
- потребностей человека в экзистенции и глубоко личностном общении с миром;
- функционирования культуры (бинарное устройство культуры и поиски символически означенного ценностного смысла);
- потребностей в социализации (усвоение социальных норм и установок);
- особенностей функционирования общества (система социальных коммуникаций), власти (культ системы и система культа) и прочего, где каждое из озвученных сторон уже делает мифотворчество человека желанным для него и неустранимым.

Исходя из сказанного, грубо говоря:
- человек всегда пребывает внутри своего мифа, воздействующего на него через язык, историю и культуру, не распознавая его. И распознать может лишь чужие мифы, как органически чуждые ему;
- бороться с мифом как таковым бесполезно, т.к. самой борьбой мы его лишь множим, меняя одни мифы на другие;
- миф властвует над миром, но его власть индифферентна, т.к. миф такой, каким его создают по своему образу и подобию люди;
- в силу последнего обстоятельства миф воплощает в себе всё самое великое и низменное, что есть в человеке, представляя собой бесконечную и замкнутую в себе метареальность; мифосферу, за пределы которой человек никогда не выходил.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1.
СОВРЕМЕННЫЙ МИФ: ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЕГО ПОЗНАНИЯ
35
1.1. Проблема понимания современного мифа 35
1.2. Миф как единство множеств и проблема научной
специализации 39
1.3. Миф и исследователь: проблема субъективной рефлексии 48
1.4. Современное «расширительное» толкование мифа
как условие его дальнейшего познания 57
1.5. Выводы… 70
ГЛАВА 2.
ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ НАУКИ К МИФУ И
БОРЬБА С НИМ
. 78
2.1. Наука и миф: особенности отношения 78
2.2. Наука, борьба с мифом и сциентизм 89
2.3. Наука и философия: мифологический аспект 104
2.4. Преодоление наукой мифа как опыт её мифологизации 115
2.5. Наука и миф: новая парадигма отношений 126
2.6. Выводы 133
ГЛАВА 3.
НАУКА И МИФ: ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ
138
3.1. Научное и мифическое познание: постановка проблемы 138
3.2. Возможности науки и её право на истинность 140
3.3. Миф и онтология научной методологии 153
3.4. Мифологизация науки: постановка проблемы 164
3.5. Мифотворчество науки: примеры и обоснование 173
3.6. Наука и миф: диалектика взаимодействия 182
3.7. Выводы 194
ГЛАВА 4.
ОНТОЛОГИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО И МИФИЧЕСКОГО
204
4.1. Двойственность восприятия мира и возможности
рационального 204
4.2. Заблуждения и мифотворчество рациональности 213
4.3. Природа мышления: аналитическое и мифическое 223
4.4. Миф и особенности работы головного мозга 235
4.5. Бинарная структура культуры и принципы
дополнительности 240
4.6. Линейные и нелинейные динамические системы в
контексте соотношения рационального и иррационального 248
4.7. Выводы 254
ГЛАВА 5.
СОВРЕМЕННЫЙ МИФ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ:
ОНТОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
265
5.1. Современный миф: методологические аспекты
исследования 265
5.2. Миф как универсальный объект 274
5.3. Миф традиционный и современный 278
5.4. Современный миф и ремифологизация общества 287
5.5.Онтологические особенности мифа в его расширительном
толковании 293
5.6. Развитие мифа: эпистемологический аспект 310
5.7. Выводы 320
ГЛАВА 6.
СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ МИФА
331
6.1. Структура мифа: онтологический аспект 331
6.2. Структура мифа по К. Леви-Стросу: опыт
несостоятельного 339
6.3. Исходные параметры структурирования мифа 348
6.4. Основные варианты структурирования мифа 356
6.5. Функции мифа как основа его структурирования 366
6.6. Выводы 378
ГЛАВА 7.
ЧЕЛОВЕК И ЕГО МИФЫ: СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ
ОНТОЛОГИЯ МИФОТВОРЧЕСТВА
388
7.1. Мифические представления как источник и результат
мифотворчества 388
7.2. Смысл и природа мифотворчества 395
7.3. Миф и слово: языковая сущность мифа 406
7.4. Человек мифический: аксиологический аспект 413
7.5. Роль мифа в современном обществе 422
7.6. Выводы 432
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 442
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 464

Рисунок в обложке: "Круг желаний"



Несколько фрагментов из монографии:

Несмотря на потрясающие научные успехи последних столетий, учёные продолжают искать истину, подтверждая старую мысль, что кто ищет, тот не нашёл. А это значит, что наука в той степени свободна от мифа, в какой степени свободна от человека – его мыслей, страхов, желаний, фантазий, - и может существовать без него. Ведь любое смыслодействие человека, любая его мотивация уже включает в себя его личностно окрашенную мифологию. Любой процесс самопознания автоматически сопровождается выстроенной на подобиях, ассоциациях, аналогиях мифологизацией. Всё, что делается человеком в рамках культуры, так или иначе пропитано его мифологией, связанной тысячами незримых и далеко не всегда осознанных нитей через опыт, чувства, мотивации, культуру с мифологией всего человечества. И отказаться от этого, каким-то образом от своей мифологии отделаться, для него всё равно, что перестать чувствовать, мыслить и дышать.
____________________________________________

миф изучать как целое, надо стать с ним целым, научившись усматривать его воздействие в самых разных формах и областях. Тогда миф распознаётся не как форма выражения, но как сама сущ-ность, хотя в обычной жизни мы имеем дело с его формой в том смысле, что сущностная сторона мифа скрыта от нас.
В силу этого, миф можно рассматривать как:
- синкретическую колыбель культуры, её «тень», «подсознание», память, исток, стержень, живительную почву;
- основу человеческого сознания, следствие определённого со-стояния ума, сформированного в конкретной социальной среде, ос-ваивающего и преобразующего её;
- жизненно необходимую часть любой культуры, основу ду-ховной жизни общества и людей, часть общей духовной жизни, не-обходимую человеку для его духовного становления и развития;
- своеобразную «ночную культуру», «теневое вещество» науки и культуры, поле их постоянного взаимодействия, совпадающее с наукой всеми точками, и проникающее в неё ;
- особый тип знания, охватывающий мировоззрение во всей совокупности природных, культурных, человеческих измерений и формирующих т. н. мифологическую картину мира, одухотворён-ную личными чувствами и переживаниями и воплощающую жизнь во всём её богатстве, глубине, насыщенности и многообразии ;
- особую смысловую реальность, порождающую и высвобож-дающую смысл, открывающую множественный смысл мифа, чтобы обеспечить изначальное разнообразие смыслов, придать смысл высшим ценностям и причастить ими через сопричастность;
- способ освоения культурного пространства в рамках опреде-лённой социальной системы;
- способ духовного освоения мира, его символизации;
- форму вопрошания мира и через найденные ответы утвер-ждения в нём; способ бытия истины в том смысле, как это понимает само общество; феномен культуры, её двигатель, духовную и творческую основу;
- сложную саморазвивающуюся структурно оформленную культурную систему ;
- источник творческой энергии, которая не является изначально положительной или отрицательной, не несёт в себе никакого отри-цательного заряда и не заслуживает осуждающего отношения, но может иметь как положительные, так и отрицательные последствия в зависимости от духовных качеств и мотиваций людей;
- мировоззрение, вопрошающее и посвящающее, погружающее и утверждающее, предписывающее и навязывающее, скрепляющее и связывающее; выступающее в форме всеобщей психофизической связи, обеспечивающей синтез материи и психики, упорядочиваю-щей и гармонизирующей мир, выявляющей его духовное и смысло-вое единство ;
- важнейшую составляющую человеческого мироустройства, обеспечивающую особый смысловой порядок, способ означивания, открывающую игру смыслов, порождаемых культурой, и форми-рующую Текст культуры:
- многомерное символическое пространство, в котором слышно многоголосье мыслей, образов, знаков, скрытых и явных цитат, отсылающих к тысячам культурных источников, прячущихся в прошлом, оживших или до времени забытых ;
- способ социального моделирования, формирующего модели реальности, объединяющего людей прошлым и будущим; своеоб-разную «игру» культуры, результат свободной игры культурных кодов множества структур, погруженных в культуру и человека;
- свободную игру подсознательных интуиций, за которыми стоит скрытый опыт веков, выступающий залогом единства духов-ной общности и стабильности, ее эффективности и защищённости; выражение всеобщего в самом малом, когда мысль и деятельность человека обретают космическую значимость и высоту;
- мир, наполненный духовностью и смыслом, нацеленный на его обретение и самообновление, на поиск вечных начал мышления и бытия, на поиск объяснения и оправдания, поиск «предварительного опыта» будущего, как условие обновления бытия;
- мир, по своему логичный и обоснованный, позволяющий ка-ждому найти свое место в мире, в обществе, в коллективе; дарующий человеку веру, надежду и любовь


____________________________________________

Исследователи задаются вопросом, как вычленить из науки скрытую в ней мифологию? Как выделить миф из ритуала? Наверное, также, как отделяют танцора от танца - с помощью разработанных и логически выстроенных абстракций. Но в реально существующей и функционирующей структуре мифа синкретичные процессы делают подобные расчленения крайне условными, как и в жизни, где птицу от пения или полёта и воду от потока не отделить.
Герой Адриано Челентано из очень популярного в своё время фильма «Блеф», мошенник и игрок, в ответ на вопрос, за что его посадили в тюрьму, говорит, что его обвинили в том, что пиво, которое он продал, отдавало мочой. «Почему отдавало? Это и была моча. Самая настоящая! Без подделки!», - восклицает герой А. Челентано. И у нас – аналогичный случай. То, что называют элементами мифа, на деле уже является мифом в современном его представлении. Наши представления и наше мышление не отдают мифом и не включают элементы мифа, а является мифотворчеством, включающим в себя элементы рациональности. И поэтому в данном случае не миф – частный случай рационального мышления, а рациональное мышление – частный случай мифотворчества, ибо обслуживает его.

P.S. Для обложки я использовал один из своих рисунков по имени "Круг желаний".

См. по теме мифотворчества также:
Украинская идентичность: рисунок говорит http://skeptimist.livejournal.com/786018.html?view=4060514#t4060514
Образы истории: Мазепа http://skeptimist.livejournal.com/786571.html
Парад моих книг: Мифы Украины: Мазепа http://skeptimist.livejournal.com/787946.html
Образ мифа о "батуринской резне": Чёрное солнце Батурина http://skeptimist.livejournal.com/788829.html
Чёрное солнце Батурина http://skeptimist.livejournal.com/328924.html
Парад моих книг: "Мифы Украины: Батуринская резня" http://skeptimist.livejournal.com/789493.html
Мои статьи по "батуринской резне" в ЖЖ http://skeptimist.livejournal.com/789550.html

promo skeptimist august 30, 2015 12:32 4
Buy for 20 tokens
С 2012 по 2015 годы мне удалось издать 14 книг по современной мифологии. Разумеется, книги писались в разное время в течение примерно 20 лет. Просто издать их удалось позже. Так роман "Седьмая печать" писался более 10 лет и был закончен в 2005 году. А монографии "Мазепа" и "Батуринская резня"…
Любви желаю Всем, и РАдости, и Счастья.
Нам всё Понятно, Мыслим ведь Линейно, и от того Ошибки позади,
В Деяньях спорим незабвенно, уверены, что Правы будем впереди!
От Воспитанья Чувств наш выбор всё зависит, и то преодолеть уж нету сил,
Что вдолбят нам, то в нас зависнит, силён был тот, кто это всё нам слил!
Соотноси всё с Вечностью...
Сегодня Порвана ведь Цепь, Преемственности Поколений, попробуй ты её Соединить,
Прекрасна наша Жизнь, и много в ней Различных Мнений, и как её такую не Любить!
Re: Соотноси всё с Вечностью...
Благодарю за Ваш оптимизм))