мифы Украины

ЧЁРНОЕ СОЛНЦЕ БАТУРИНА



Когда 3 года назад я работал над второй книгой из серии "МИФЫ УКРАИНЫ" под названием "БАТУРИНСКАЯ РЕЗНЯ", мне довелось беседовать с приехавшей в Филиал профессором МГУ, ведущим историографом по истории России Галиной Романовной Наумовой.

Беседа была дискуссионая, но плодотворная.
И там она апеллировала к произведению О. Мандельштама, с которым я не был знаком.

К небольшому эссе под общим названием "Скрябин и Христианство", которое нередко можно найти под другим названием "Пушкин и Скрябин".

Тогда Галина Романовна процитировала крайне любопытные строки, которые во мне пробудили кучу ассоциаций. И до сих пор продолжают притягивать.

Чтобы те, кого это заинтересует, заинтересовались ещё больше, я приведу несколько страстных фрагментов из основного текста:

"Пушкин и Скрябин — два превращения одного солнца, два превращения одного сердца. Дважды смерть художника собирала русский народ и зажигала над ним свое солнце. Они явили пример соборной, русской кончины, умерли полной смертью, как живут полной жизнью, их личность, умирая, расширилась до символа целого народа, и солнце-сердце умирающего остановилось навеки в зените страдания и славы".

"Я вспомнил картину пушкинских похорон, чтобы вызвать в вашей памяти образ ночного солнца, образ поздней греческой трагедии, созданный Еврипидом, — видение несчастной Федры".

"В роковые часы очищения и бури мы вознесли над собой Скрябина, чье солнце-сердце горит над нами, но — увы! — это не солнце искупления, а солнце вины. Утверждая Скрябина своим символом в час мировой войны, Федра-Россия".

"Время может идти обратно: весь ход новейшей истории, которая со страшной силой повернула от христианства к буддизму и теософии, свидетельствует об этом".

"Христианское искусство всегда действие, основанное на великой идее искупления. Это бесконечно разнообразное в своих проявлениях «подражание Христу», вечное возвращение к единственному творческому акту, положившему начало нашей исторической эре".

"Битва не окончена — война в полном разгаре. Всякий, кто чувствует себя эллином, и ныне должен быть на страже — как две тысячи лет назад. Мир нельзя эллинизировать раз навсегда, как можно перекрасить дом. Христианский мир — организм, живое тело. Ткани нашего мира обновляются смертью. Приходится бороться с варварством новой жизни, потому что в ней, цветущей, не побеждена смерть! Покуда в мире существует смерть, эллинизм б у д е т творческой силой, потому что христианство эллинизирует смерть... Эллинство, оплодотворенное смертью, и есть христианство. Семя смерти, упав на почву Эллады, чудесно расцвело: наша культура выросла из этого семени, мы ведем летоисчисление с того момента, как его приняла земля Эллады".

Понимаю, что текст О. Мандельштама крайне насыщенный символами и довольно спорный. Но в нём есть поэтическая мощь гомеровского масштаба. И это, наверное, главное.

Однако Галина Романовна упоминала совсем другой текст. Текст, который был автором зачёркнут и сохранился, как говорят литературоведы, чудом.
И я в основном тексте его не обнаружил. Чтобы найти его пришлось повозиться.

Но я его всё-таки нашёл.
Вот он:
«Рим железным кольцом окружил Голгофу: нужно освободить этот холм, ставший греческим и вселенским. Римский воин охраняет распятье, и копье наготове: сейчас потечет вода: нужно удалить римскую стражу... Бесплодная, безблагодатная часть Европы восстала на плодную, благодатную — Рим восстал на Элладу... Нужно спасти Элладу от Рима. Если победит Рим — победит даже не он, а иудейство — иудейство всегда стояло за его спиной и только ждет своего часа — я восторжествует страшный противоестественный ход: история обратит течение времени — черное солнце Федры» (CC-IV, с. 100).

Я не буду говорить об ассоциациях, которые вызвал этот крайне важный фрагмент.
Точнее, скажу только об одной. Так через образы Мандельштама рождался мой образ ЧЁРНОГО СОЛНЦА БАТУРИНА.

Так был задуман и рождён рисунок к обложке моей книги.
promo skeptimist august 30, 2015 12:32 5
Buy for 20 tokens
С 2012 по 2015 годы мне удалось издать 14 книг по современной мифологии. Разумеется, книги писались в разное время в течение примерно 20 лет. Просто издать их удалось позже. Так роман "Седьмая печать" писался более 10 лет и был закончен в 2005 году. А монографии "Мазепа" и "Батуринская резня"…
" христианство эллинизирует смерть... Эллинство, оплодотворенное смертью, и есть христианство. Семя смерти, упав на почву Эллады, чудесно расцвело: наша культура выросла из этого семени, "
Эти мысли - порождение извращенного, больного ума. Почти все они были такими в "серебряном веке".
В отличие от Вас я воздержусь от оценок. Тем более таких категорических. Хотя собственное мнение у меня есть.
Меня в принципе настораживает, когда не обладающий фундаментальными познанияими в определённых науках человек делает умозаключения, которые без этого знания не возможны.
Однако в такого рода делах мой опыт подсказывает мне не отбрасывать то, что не очень понимаешь, оставляя за собой право понять по-своему и напоминая старую максиму: чем больше узнаёшь - тем меньше знаешь...
Сей текст - пища для ума. И пока мне этого достаточно.
В основе эллинства лежит язычество (не нужно обладать фундаментальными знаниями, чтобы утверждать это). Таким образом, согласно Мандельштаму, языческая культура, "оплодотворенная смертью", превратилась в культуру, основанную на монотеизме. Хотя бы уже с этой точки зрения, высказывание Мандельштама - метафорически оформленная бессмыслица.
А что Вам даёт основание считать, что христианство это монотеизм?


Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не сотворённого, одного существа со Отцом, через Которого всё сотворено;
для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком,
распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого,
воскресшего в третий день согласно с Писаниями (пророческими),
восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца,
и снова грядущего со славою судить живых и мёртвых, Царству Его не будет конца.
И в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равночестно с Отцем и Сыном, говорившего чрез пророков.
И во единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь.
Исповедую единое крещение во оставление грехов.
Ожидаю воскресения мёртвых
и жизнь будущую. Аминь.[4]

Ну это Вы ушли от вопроса.
Прикрылись молитвой как щитом. Но не ответили.
Тогда поясню: я уважаю Ваши религиозные чувства, как уважаю их у любого другого.
Поэтому, если Вы по каким-то причинам не хотите отвечать - я пойму.
А если решите честно ответить, то будете слегка удивлены...
Это не молитва. Это Символ веры, в котором кратко сформулировано, во что верят христиане. Так что я не "прикрылась", а дала прямой ответ. Возможно, я не поняла, какого ответа вы ожидаете. Объясните.
Я Вас просто спросил, на каком основании Вы считаете христианство монотеизмом? Только и всего. Ведь Вы обдуманно применяете этот термин? Или не знаете, что он означает?
Честно говоря, меня ваши вопросы ставят в тупик. Вы спрашиваете меня, на каком основании я считаю христианство монотеистической религией. Я привожу основание -Никейский символ веры, в котором сформулировано представление о едином Боге. После этого вы высказываете сомнение в том, что я знаю, что означает термин "монотеизм".
Но вы же не раскрыли определение, хотя его используете. Я не спрашиваю Вас, в чём символ веры христианства? Я спрашиваю Вас, как Вы понимаете понятие монотеизм? Можете дать определение?
Почему вы хотите именно от меня получить определение монотеизма? Я ведь не Шалтай-Болтай и не доплачиваю словам по субботам, чтобы использовать их в необычном значении.:)
Под монотеизмом я понимаю веру в единственного трансцендентного Бога - Творца мира.
Я хочу от Вас получить этот ответ, чтобы мне были понятны Ваши представления о том, о чём Вы говорите, пытаясь логически обосновать бредовость представлений Мандельштама.
В связи с этим ещё один уточняющий вопрос: если для Вас монотеизм - это вера в единственного трансцендентального Бога - Творца мира, то как его зовут? Как христиане зовут своего единственного Бога?
Может, вы прямо скажете то, что хотите? Поверьте, я знаю ответы на ваши вопросы.
Не знаю, удивлю ли я вас или нет, но если Вы посмотрите на представления язычников там, где языческая система уже сложилась, Вы обнаружите крайне много общего между язычествои и т.н. монотеизмом. Значительно больше, чем отличий.
Более того, в известном смысле монотеизма просто нет.
Не являюсь специалистом в этой области, но кое-какие книги о язычестве читала. Не понимаю, на что вы намекаете, говоря, что "монотеизма нет". Может, объясните?
Так, очень коротко.
Религия - вера в сверхъестественных существ.
Не будем брать домовых и леших.
Только ангелов. Их было 9 разрядов. Низшие - ангелы и архангелы. Высшие - херувимы и серафимы.
Только серафимов было 72. Остальных- легион. Что сверху, что снизу.
Ну и наконец, сам Бог уже не один. Он - Троица!

Поэтому я бы на Вашем месте:
1) был бы осторожнее с термином "монотеизм";
2) учёл, что каждая система веры имеет право на существование не более, чем другая, ибо к Богу много путей;
3) принял к сведению, что общего между религиями больше, чем отличий. И в известном смысле развитое на основе веры ессеев христианство, скорее более подходило к новой эпохе политически, чем теологически.
Ну это так - вкратце..
Ангелы, сколько бы их ни было, - тварные существа. Бог - Творец мира и трансцендентен миру.
Насчет Троицы: см. Символ веры.
Божественная сущность непознаваема человеческим умом, понятия которого приспособлены к познанию тварного мира. Поэтому охватить своим умом Единосущие в Трех Лицах человек просто не может , ему остается только принять на веру или не принять данное в откровении.
Ну вот видите, Вы тоже типа едины в двух лицах. С одной стороны пишите как человек глубоко верующий. Во всяком случае о христианстве. А с другой - используете в теологии научные термины. Налицо раздвоение. Я понимаю, что Вам так удобнее. Да и возможностей для полемики даёт больше.
Но как-то не честно.
Наука и религия охватывают разные области человеческой жизни. Здесь нет раздвоения.
Это когда Вы двумя глазами смотрите, у Вас нет раздвоения, если, конечно, глаза не разбежались. А религия и наука используют разный опыт, разные подходы, разные методики.
И хотя мне лично Ваша позиция импонирует, в основе своей наука до сих пор опирается на точку зрения сциентизма. Вот найдите в Инете и почитайте Р. Докинза "Бог как иллюзия". Тогда многое станет ясно.