мифы Украины

Специфика украинской «элиты» и закономерности её политики: от Мазепы до Порошенко



Говоря о свойствах украинской «элиты», на наш взгляд, следует выделить своеобразную её неспособность организоваться во имя общей, связанной с величием нации созидательной цели, будь то экономическое развитие, благосостояние народа или хотя бы государственное строительство. И это её «разрушительное» качество, воплощённое в поговорке «два казака – три гетмана», возможно, свидетельствует о некой тяге «элиты» к самоуничтожению, которая, вполне вероятно, была каким-то образом ей «привита» польской шляхтой во времена господства над Малороссией Речи Посполитой.

Однако, если в Польше узаконенные властью усобицы, рокоши, разные виды шляхетского своеволия долгое время не приводили к разрушительному эффекту для страны, давая основания полякам заявлять, что «Речь Посполитая раздорами сильна», то для Украины неспособность «элиты» друг с другом договориться, как правило, приводила почти сразу к таким разрушительным последствиям, что идея независимости потом оказывалась дискредитированной на многие десятилетия. Именно это мы и наблюдаем сегодня.

Поэтому, что бы ни говорили теперь о «святости» великой «миссии» Мазепы, гетман потерпел неудачу в своей политике вполне закономерно. В результате внутренней духовной слабости и неверия в свой народ. И, следует отметить, что именно эти качества отличают современную «украинскую элиту», так восторженно его превозносящую. Не верящий в свой народ, не может его ни уничтожить, ни возглавить во имя чего-то светлого и святого, но способен лишь паразитировать на нём, изо всех сил понося то, во что народ верит, если это ему мешает паразитировать.

В этом смысле украинские «независимость» и «свобода» имеют совсем иной подтекст: воистину «мы независимы, потому, что от нас ничего не зависит»[1], и свободны от своих законных прав. И эту т. н. независимость украинские элитарии – от Мазепы до Порошенко – пытаются навязать народу, как его высшее достояние, которое должно заменить ему и светлые идеи, и стремление к благосостоянию.

Для этого особенно важно осуществить т. н. «перетруску истории», в результате которой Мазепа, Выговский, Дорошенко теперь «отечества отцы, которых мы должны принять за образцы». А их патриотизм оказался прямо пропорционален их жадности и продажности. Но чем современные политики лучше? На фоне Мазепы те, кто бегает в украинском парламенте из одной фракции в другую, выглядят уже не как «зрадники», а как «мужні політики», для которых прославленные бывшим спикером Рады В. Литвиным «хапок» и «кидок» являются основными приёмами реализации своих интересов, естественно, во имя светлого будущего Украины.

Более того, всем воспевающим гетмана Мазепу следует напомнить, что попытки искать покровителей на стороне даже за счёт оккупации и утилизации Украины, включая передачу её территорий стране-протектору, было свойственно не только предшественникам Мазепы, но и его многочисленным подражателям.

Наиболее заметными из них стали «перший президент»[2] Украины[3] Михайло Грушевский, инициатор приведшего к оккупации Украины договора с Германией в 1918 г., а также Симон Петлюра, пытавшийся договориться о помощи на любых условиях сначала с Германией, потом с Францией, и в конечном счёте согласившийся на оккупацию Украины и передавший Польше Восточную Галичину в 1920 г. Теперь всех их представляют героями, что является лишним свидетельством того, что готовит новая украинская «элита» своей стране, если ей удастся свою власть сохранить и в будущем.

Напомним, что среди прочих методов выяснения отношений между представителями тогдашней казацкой «элиты», особенно в те времена практиковались доносы, в которых украинские элитарии достигли наивысшего совершенства. При этом, возможно, причиной многочисленных взаимных доносов, коими так славилась казацкая старшина, и был «зуд изящной словесности»[4], как пишет украинский писатель О. Бузина. Но скорее всего дело было в элементарной борьбе за власть, которая была тем успешней, чем больше удастся скомпрометировать перед Москвой своего конкурента. Поэтому церемониться в вопросах чести никто не собирался, считая доносы и предательство чуть ли не обычаем.

На этом важном положении, кстати, акцентируют многие, удивляясь подобной реакции на измену Мазепы Петра I. Ведь тут нет ничего личного. Просто политика, как говорил В. А. Ющенко, встречаясь с Л. Д. Кучмой после очередных своих поносных речей на митингах оппозиции под лозунгом «Украина без Кучмы»[5]. Значит, и в предательстве не было ничего личного. Просто политика.

Не исключено, что обстановка неспокойного украинского пограничья создавала благоприятные условия для выживания не наиболее честных, смелых, порядочных, которые руководствовались благом страны и гибли первыми, а как раз тех, кто стремился к собственной выгоде и обладал задатками к «подковёрной борьбе». То есть способен был вовремя переметнуться к более сильному, подстроиться под новую власть, хорошенько перед ней прогнуться, одновременно подставляя тех, кто был не так гибок, и истребляя тех, кто не хотел приспосабливаться и одним своим поведением компрометировал подобных «виртуозов» политики барокко на корню.

Поэтому предательство Мазепы даже для него было далеко не первым и не единственным. Что говорить тогда об остальных? На Украине старшина так поступала всегда. Но на Мазепе закончилась крахом антигосударственная политика казацких «автономистов», основанная на «подковёрной борьбе», саботаже и предательстве. С различными сепаратными союзами надо было кончать. И условий для их продолжения уже не было. Именно поэтому политический поступок гетмана был раздут, как поступок небывалый и чрезвычайный, дабы покончить с подобного рода обычаем навсегда.

Теперь же всё началось сначала. Значит, уроки истории усвоены не были. А тому, что не усвоено, в той или иной форме суждено повториться. Нужны ли такие проблемы Украине? Разумеется, нет. Но «украинская элита», похоже, этого не совсем понимает. А зря. Ведь при Мазепе «такой макиавеллизм дорого стоил украинцам»[6], – считает П. Кралюк. «То, что сейчас делают наши чиновники, является повторением ошибок Мазепы»[7], – уверен он. А это значит, что повторяющие его ошибку вполне вероятно повторят и его судьбу.

Литература
1. Бузина О. Тайная история Украины-Руси. К., 2007. С. 196.
2. Кралюк П. Мазепа як дзеркало українського політикуму. URL: http://anvsu.org.ua/index.files/Articles/Kraluk15.htm
3. Кучма Л. Д. После Майдана: записки президента. 2005-2006.. Киев: Довира; Москва: Время, 2007. 688 с.

[1] «Ми – незалежні, тому що від нас нічого не залежить» (укр.)
[2] Первый президент (укр.)
[3] Согласно украинской истории М.С. Грушевский является первым президентом Украины. Его портреты, как президента, висят в школах в кабинетах истории и права. Однако при этом никто не говорит, что избравшая его Центральная Рада, которую национально сознательные украинские историки считают едвали не образцом демократии, была создана путём кооптации в неё представителей украинства. И, следовательно, она за всё время своего существования ни разу народом не избиралась.В этом смысле максимум, как могут историки называть должность М.С. Грушевского, это - президент Центральной Рады.
[4] Бузина О. Тайная история Украины-Руси. К., 2007. С. 196.
[5] Подробнее текст Л. Д. Кумчы выглядит так: «Вспоминаются предвыборные выступления Ющенко и членов его команды на многочисленных митингах. Наконец, их телеролики. Все каналы начинают и заканчивают одним: власть – бандитская, долой власть! Мне Ющенко говорил в самый разгар президентской кампании: «Не слушайте, что я говорю о вас и о власти на митингах. Не придавайте значения. Не принимайте близко к сердцу. Это политика». Я на это ничего не отвечал, но чувствовал всю странность положения. Кандидат в президенты, вождь оппозиции на всю страну, во всех поездках, на всех встречах, на разные лады повторяет, что власть – бандитская, что с нею надо поступить соответствующим образом, а потом звонит или говорит при встрече: не принимайте близко к сердцу» [Кучма Л. Д. После Майдана: записки президента. 2005-2006.. Киев: Довира; Москва: Время, 2007. С. 179-180.].
[6] Кралюк П. Мазепа як дзеркало українського політикуму. URL: http://anvsu.org.ua/index.files/Articles/Kraluk15.htm
[7] «те, що зараз роблять наші можновладці, є повторенням помилок Мазепи» (укр.)

Источник

Другие статьи:

Идентичность Украины как украинская тайна тайн http://skeptimist.livejournal.com/1414240.html
«Украина – не Россия»: скрытые установки и мотивации http://skeptimist.livejournal.com/1415233.html
Слоган «Украина – не Россия» в контексте формирования новой украинской идентичности http://skeptimist.livejournal.com/1416929.html
Смысл и назначение конструирования новой украинской идентичности http://skeptimist.livejournal.com/1432507.html
Конструирование украинской идентичности: мотивации и возможности http://skeptimist.livejournal.com/1434079.html
Состояние Украины: проблема диагноза http://skeptimist.livejournal.com/1439166.html
Состояние Украины по наблюдениям поэта И. Померанцева: опыт лингво-психологического анализа http://skeptimist.livejournal.com/1445123.html
Болезнь украинского проекта: психологический аспект http://skeptimist.livejournal.com/1446543.html
Социопсихологические особенности состояния Украины на примере батуринского мифа http://skeptimist.livejournal.com/1448936.html
Расколотость Украины: причины и общее состояние http://skeptimist.livejournal.com/1451335.html
Украинский Пьемонт и украинская Вандея: тайна украинской трагедии http://skeptimist.livejournal.com/1452615.html
Украинская идентичность как единство множеств: Инь и Ян Украины http://skeptimist.livejournal.com/1453629.html
http://rusprostranstvo.com/article/view/4794
Украина и её герои: критерии отбора http://skeptimist.livejournal.com/1458850.html
Культ Мазепы как пример политического мифотворчества http://skeptimist.livejournal.com/1460238.html
Мазепа и «европейский выбор»: исходные мотивации и масштабы предательства http://skeptimist.livejournal.com/1462125.html
promo skeptimist август 30, 2015 12:32 4
Buy for 20 tokens
С 2012 по 2015 годы мне удалось издать 14 книг по современной мифологии. Разумеется, книги писались в разное время в течение примерно 20 лет. Просто издать их удалось позже. Так роман "Седьмая печать" писался более 10 лет и был закончен в 2005 году. А монографии "Мазепа" и "Батуринская резня"…