мифоистория

Расколотость Украины: причины и общее состояние



Болезнь и смысловая невнятность оценок общего состояния Украины во многом связана с тем, что Украина по определению С. Хангтингтона «расколотая страна»[1], которая к тому же является бывшей частью другой «разорванной страны», под которой подразумевается Россия[2]. А мы добавим, что Украина – отколовшийся в результате целенаправленных действий «кусок» русской цивилизации, представляющий её ядро, сердцевину, узел исторически сложившихся ценностных смыслов.

Русское пространство, ставшее после захвата его Литвой и Польшей главным объектом культурной и идеологической экспансии преимущественно католического Запада, которая продолжалась более 400 лет. Однако политически оторванная от русской цивилизации часть Руси, получившая название Украина, до сих пор не является ни единой, ни однозначно антирусской, несмотря на все усилия. И это обстоятельство вынудило радикализировать ситуацию на Украине через бандеризацию и войну, когда начали с протестов против коррупции при В. Ф. Януковиче, а закончили истреблением русских в Одессе[3] и на Донбассе.
Теперь межцивилизационный разлом на Украине начавшийся намечаться после образования униатской греко-католической церкви в 1596 г. пришёл в движение. Но что он принесёт стране и её гражданам, кроме руины, войны и развала? Сможет ли Украина преодолеть свою расколотость и какой ценой? Пока не ясно.

Как видим, положение Украины более чем проблематично. И есть большие сомнения, что она сможет свой общий кризис преодолеть. И хотя эти аспекты не исчерпывают всех нюансов характеристики внутреннего состояния Украины, которое украинские аналитики нередко соотносят с внутренней геополитикой[4], общий контур проблем в рамках этой установки определён. С этой точки зрения, как бы ни дистанцировались от русской идентичности украинцев те или иные их представители, она в том или ином виде присутствует практически у всех, кроме униатов-галичан.

Одним из основных элементов того, что ассоциируется с русской идентичностью украинцев, является конфессиональная принадлежность большинства из них к православию. И этот факт «профессиональных украинцев» особо удручает. Отсюда неудивительно, почему, будучи президентом, В. А. Ющенко так пестовал непризнанную другими православными патриархиями автокефальную УПЦ-КП во главе с самозванным патриархом Филаретом. Ведь она свидетельствовала о расколе в рамках украинского православия, который накладывался на раскол русской цивилизации. И давала надежду на то, что раскол будет углубляться и шириться и, быть может, приведёт к образованию «поместной» украинской церкви, в которой будут господствовать униаты[5].
Именно ради этой цели столько говорилось о необходимости вывести украинскую православную церковь из подчинения Московской патриархии. Наверное, с этим связана и мысль профессора римского университета «Ла Сапьенца» О. Пахлевской о том, что «мы находимся перед перспективой умирания православного мира как такового, выведения православия за пределы христианской системы»[6], который звучит как диагноз и как угроза одновременно. Ведь, если православие умирает, значит, тогда сей процесс не нуждается во внешних действиях и православие не надо никуда «выводить».

Впрочем, в данном случае возможен и другой вариант, когда «больного» пытаются везти в морг, а не в реанимацию. Да и нуждается ли православие в реанимации? На мой взгляд, не более, чем другие христианские конфессии, включая католичество. Но почему тогда профессор римского университета украинского происхождения заводит об этом разговор? И не слишком ли он напоминает озабоченность польской и католической власти состоянием православия, когда они решили его «спасти», создав в 1596 г. греко-католическую церковь?

Даже сейчас в современных украинских учебниках и пособиях можно найти объяснение возникновения униатской церкви кризисом православия. Хотя любому независимому историку понятно, что кризис русского православия в Речи Посполитой XVI в. был связан не с внутренними проблемами церкви, а с чудовищным по силе давлением со стороны польской и католической власти, которое сопровождалось вмешательством в дела церкви, преследованием связенников и лишением православной церкви её имущества.

Следовательно, мысль о том, что возникновение униатской церкви должно было вылечить православие аналогично высказыванию, что гильотина – лучшее средство от насморка. Ведь православие мешало католической шляхте контролировать ставшее преимущественно подневольным православное «быдло».
Для этого надо было установить контроль над сознанием людей. И те из православных иерархов, кто пошёл на это, объявив о создании греко-католической церкви, предали свою веру и паству. Они оказались «иудами» и столетия, оправдывая себя, воспитывали новых «иуд», устанавливая их культ, посредством деятельности разного уровня мазеп и шептицких[7]. А теперь, как выясняется, этот процесс продолжается. И он не закончится победой украинской культуры над русской, как думают многие, кто ратует за монополию украинского языка. Он требует в качестве обязательного условия для полной смены украинской идентичности уничтожения на Украине православия.

Чтобы проект «Украина» состоялся, православие должно умереть. Но если православие здесь умирать не хочет, надо ему помочь. И «помощь» придёт с Запада. Именно эту мысль озвучивает профессор О. Пахлевская.

Что из этого следует? Украина о своём «недуге» достаточно знает, чтобы поставить правильный диагноз болезни, которая зарождалась ещё тогда, когда польская власть Речи Посполитой решила с помощью новой церкви подчинить себе умы и сознание православных людей.

«Объективно Брестский униатский собор 1596 г. не может быть причислен к событиям, которым следует гордиться украинцам, – пишет по этому поводу академик П. П. Толочко. – Хотя победа католической церкви над православием была локальной, её последствия для Украины оказались весьма драматическими. Фактически Брестская уния положила начало формированию на западноукраинских землях отдельного народа со своей духовностью и культурно-исторической традицией»[8]. И этот народ новоявленных украинских «янычар»[9], точнее его авангард, состоящий из т. н. «профессиональных украинцев» уже несколько столетий ведёт войну против русской Украины, уничтожая, перекодируя или изгоняя с Украины её представителей, а значит, лишая Украину той позитивной множественности, которая составляет онтологическую основу её исторического бытия. Именно поэтому даже украинские эксперты утверждают, что «политическое противостояние на Украине – это столкновение двух цивилизаций в отдельной взятой стране»[10].

К сожалению, ситуация с Украиной крайне запущена. И раковая опухоль пустила метастазы. Но верность заветам предков требует в этих проблемах разбираться и понемногу их зачищать.

Литература

1. Внутренняя геополитика Украины: вопросы теории и практики. URL: http://dialogs.org.ua/ru/project/page1196.html
2. Омельянчук И. Пятый тур ничего не решит. URL: http://rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=553304.09.2007
3. Толочко П. П. Про «хороший» Захід і «поганий» Схід. К.: ТОВ Друкарня Бізнесполіграф, 2008. 56 с.
4. Украина и Россия — 20 лет без империи: исторические уроки. URL: http://www.day.kiev.ua/223102
5. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2005. 603 с.

[1] См.: Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2005. С. 206-208.
[2] См.: Там же. с. 210-218.
[3] Имеется в виду уничтожение бандами украинских радикалов 2 мая 2014 г. протестовавших против Майдана жителей Одессы, когда их загнали в Дом профсоюзов, а затем подожгли. В результате только по официальным данным от удушья и огня погибло около 50 человек. Расследование этой трагедии было киевским режимом замято, а один из активных организаторов сожжения людей А. Гончаренко, снимавший обгорелые трупы на видео, стал председателем Одесского областного совета.
[4] См.: Внутренняя геополитика Украины: вопросы теории и практики. URL: http://dialogs.org.ua/ru/project/page1196.html
[5] Интересно, что, ратуя за создание украинской поместной церкви и постоянно напоминая о том, что УПЦ-МП подчиняется «Москве», т. е. другому государству, В. А. Ющенко и его сторонники практически ни разу не упоминали тот факт, что униатская церковь подчиняется не Киеву, а Риму.
1. [6] Украина и Россия — 20 лет без империи: исторические уроки. URL: http://www.day.kiev.ua/223102
[7] Андрей Шептицкий – граф польского происхождения, бывший офицер австрийской армии, самый известный из униатских митрополитов (1900-1944 гг.), один из инициаторов и благодетелей движения украинства, сотрудничавший с австрийцами при уничтожении русинов в I мировой войне, служивший нацистам во II мировой войне и благословлявший бандеровцев на их борьбу против СССР.
[8] Толочко П. П. Про «хороший» Захід і «поганий» Схід. К.: ТОВ Друкарня Бізнесполіграф, 2008. С. 19.
[9] Янычары происходит от турецкого слова «иени чери» - новые отряды. Во время своей экспансии на Балканах против южных славян, турки захватывали в плен славянских детей и, обратив их в ислам, бросали в бой против своих братьев-славян. Именно этот метод является сутью янычарства - оторвать часть единого этноса, воспитать из него «новый» народ и стравить эти части между собой в кровавой братоубийственной бойне.
[10] Омельянчук И. Пятый тур ничего не решит. URL: http://rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=553304.09.2007

Источник

Другие статьи:

Идентичность Украины как украинская тайна тайн http://skeptimist.livejournal.com/1414240.html
«Украина – не Россия»: скрытые установки и мотивации http://skeptimist.livejournal.com/1415233.html
Слоган «Украина – не Россия» в контексте формирования новой украинской идентичности http://skeptimist.livejournal.com/1416929.html
Смысл и назначение конструирования новой украинской идентичности http://skeptimist.livejournal.com/1432507.html
Конструирование украинской идентичности: мотивации и возможности http://skeptimist.livejournal.com/1434079.html
Состояние Украины: проблема диагноза http://skeptimist.livejournal.com/1439166.html
Состояние Украины по наблюдениям поэта И. Померанцева: опыт лингво-психологического анализа http://skeptimist.livejournal.com/1445123.html
Болезнь украинского проекта: психологический аспект http://skeptimist.livejournal.com/1446543.html
Социопсихологические особенности состояния Украины на примере батуринского мифа http://skeptimist.livejournal.com/1448936.html
promo skeptimist august 30, 2015 12:32 4
Buy for 20 tokens
С 2012 по 2015 годы мне удалось издать 14 книг по современной мифологии. Разумеется, книги писались в разное время в течение примерно 20 лет. Просто издать их удалось позже. Так роман "Седьмая печать" писался более 10 лет и был закончен в 2005 году. А монографии "Мазепа" и "Батуринская резня"…